ПОТЕРЯВ ЗРЕНИЕ, НЕ ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ

Они есть в каждом государстве. Принадлежат к различным расам и национальностям, но они очень похожи друг на друга. Их легко обидеть, но сами они стараются не обижать никого. Из всех инвалидных заболеваний в мире именно слепота считается самой сложной в своих особенностях. Человек может родиться уже без зрения, а может и потерять его в более поздние моменты жизни. В любом случае жизнь его в значительной мере изменится. Конечно, образовавшиеся проблемы возможно преодолеть. Пообщавшись со многими слабовидящими или слепыми, назвать их инвалидами не поворачивается язык. Они позитивны, добродушны и стараются всеми силами прожить эту жизнь максимально полезно для себя и окружающих.

Геннадий Михайлович Голованов родился в далеком 1949 году. Всю осознанную жизнь он слабовидящий. Как признается сам мужчина, посмотреть фильм он может только в том случае, если лбом прижмется к экрану телевизора, иначе различает только едва уловимые силуэты. Но слабое зрение не мешает ему жить полноценной жизнью. В багаже Геннадия Михайловича путешествия по всей России и зарубежью. Он состоялся в профессии и продолжает жить активной жизнью, заботясь
о своих детях и внуках.

­- Геннадий Михайлович, когда вы потеряли зрение?
— ­По словам мамы, до двух лет я видел хорошо. В два года я переболел корью, это дало осложнение ­ катаракту. Хотя, возможно, это наследственное ­ слабовидящие в роду были. Сколько себя помню, я видел плохо, но жил обычной жизнью. Детство прошло, как и у любого мальчишки ­ дружил, шалил, родители наказывали за хулиганства. Все как у всех.

­- Вы учились в обычной школе?
— ­С 1-­го класса я учился в школе для слепых и слабовидящих детей в Самаре. Учиться было интересно, я посещал много кружков. Но и тут снова озоровали с ребятами. Катались на лесенках троллейбусов, подножках электричек, дрались компания на компанию. Веселое и беззаботное было время. В школьные годы я много читал, особенно любил книги о путешествиях. Признаюсь, даже завидовал главным героям. Тогда я и представить не мог, как сложится моя жизнь, и что я тоже когда-­нибудь смогу посетить интересные места.

­- Как сложилась ваша судьба после окончания школы?
— ­Я пошел работать на учебно-­производственное предприятие для слепых в Самаре. Мы вязали трикотаж. Жизнь кипела. Я активно участвовал в самодеятельности. С коллегами и друзьями мы посещали все премьеры в театрах. Дружно жили. Я был организатором туристической секции: лыжные гонки, походы на байдарках. Все это для слабовидящих и слепых. И как­то однажды сидели с ребятами во дворе, под гитару пели песни, и девушка Галя, которая только окончила Кисловодское медицинское училище, на массажиста, вернулась в Самару, стала рассказывать нам, как там интересно учиться. Я решил, что поеду в Кисловодск.

­- Поступать в медицинское училище?
— ­Да, но вступительных экзаменов не было, просто собеседование и нужна была медицинская комиссия. Я не знал, примут меня или нет, а мне надо было оставить хоть какое­-то впечатление о Кавказе. Поэтому, еще не вывесили списки зачисленных на обучение, а я уже купался в реке под Кисловодском, ходил к ледовым водопадам, посетил Аликоновское ущелье, курортный горноклиматический парк. На обучение, кстати, я был принят. И тут учиться мне было интересно и легко. Нам преподавали 23 медицинские дисциплины. Новые знания я впитывал в себя как губка. Обучение длилось 2 года, и по его итогам я получил красный диплом.

­- Пока жили в Кисловодске, много путе­шествовали?
— ­Ни одни выходные, а тем более праздничные дни не проходили дома. Мы с ребятами объехали весь Кавказ, были в Армении, Грузии, Азербайджане, Абхазии, Крыму. Исколесили Краснодарский край.

­- Геннадий Михайлович, где брали деньги на путешествия?
— ­С деньгами каждый может, а вы попробуйте без них. (Смеется). По-разному было. Например, мы поехали в Крым на майские праздники. В те года автобусное сообщение было хорошо налажено. Днем в Керчи, в ночь на автобус, выходим утром в Севастополе. Уже на гостинице сэкономили. Так объеха­ли весь Крым.

­- Как ваша семья отреагировала на решение учиться в Кисловодске?
— ­Я по жизни принимаю решения сам. Как решил, так и будет. Поэтому я не советовался дома, ехать мне или нет. Никаких обсуждений не было, я собрался и поехал.

­- После училища вернулись в Самару?
— ­Когда обучение подходило к концу, я написал более 80 писем в различные санатории СССР. Мне ответили 35 курортов, что готовы меня принять на работу. Я был как ярмарка вакансий, раздавал ребятам адреса, где нужен массажист. Себе выбрал Владивосток. Работы навалилось много. Там я прожил полгода. За эти 6 месяцев я побывал на Сахалине, принял участие в круизе по землям Дальнего Востока, во время одного морского путешествия отметил праздник Нептуна на экваторе.

— ­После Владивостока вернулись в родной город?
— ­Да, вернулся в Самару. И в один из дней дома мне пришла мысль обратиться в областной совет «Динамо». Я пришел туда с вопросом, нужен ли им массажист. Мне ответили, что именно в Самаре нет ставки, но надо узнать в центральном совете, в Москве. Они позвонили, там ответили, что срочно принимайте, оформляйте выездное дело, надо лететь в Германию. Три года я проработал в большом спорте с командой велосипедистов. Жил так, что сегодня я был в Средней Азии, завтра в Закавказье, послезавтра в Прибалтике. Спал в самолетах.

­- Почему оставили большой спорт?
— ­Познакомился с девушкой, решили пожениться. Естественно, что с появлением семьи я уже не мог жить так, что сегодня здесь, а завтра там. Я ушел. Но и следующее мое место работы было очень интересным. Я около 10 лет проработал массажистом в правительственном санатории «Волжский утес».

­- Сколько у вас детей?
— ­От первого брака трое. Во втором браке совместных детей не получилось, но я привязан к детям супруги. У меня со всеми очень теплые отношения. Ко мне часто на выходные приезжают внуки. Я готовлюсь ­ покупаю попкорн, напитки и другие вкусняшки. Мы вместе смотрим фильмы. Потом обсуждаем. Так, хотя бы немного, я отвлекаю детей от гаджетов.

-­ Вы давно живете в Чапаевске?
— ­Около 10 лет, наверное. С раннего детства я состою в «Обществе слепых». Мы живем очень насыщенной жизнью. Пандемия, к сожалению, внесла коррективы в наши планы, но надеюсь, скоро все наладится. Печально, в эти непростые для всех нас дни нам пришлось проститься с одним из членов нашего общества ­ Валентиной Михайловной Ульчевой. Человек потрясающей энергетики. Всегда была готова прий­ти на помощь, никогда не хандрила и не унывала. Всегда была бодра и активна. Пример для нас.

— В чем секрет вашего безграничного оптимизма?
— ­Я люблю жизнь. Все свои проблемы и заботы по жизни я встречаю мыслью «что я могу сделать», а не «почему это со мной случилось, как же это плохо». Я человек действия. Всегда только положительные эмоции. И по сей день, как и в студенчестве, занимаюсь самодеятельностью. Интернет стирает границы, и мы можем поддерживать общение со всеми, находясь дома. Много работаю. Люблю путешествовать. Признаюсь, мы с внуками летом, когда ездим купаться, два раза за сезон не бываем в одном и том же месте. Всегда разные водоемы. Детям хорошо, и это счастье для меня.

­- Ваш совет родителям, у которых растут «особенные» дети?
— ­Не изолироваться от общества. Жизнь полна возможностей, интересных встреч и добрых людей. Если бы я когда-­то струсил или засомневался, кто знает, как бы сложилась моя жизнь.

Анастасия КРАСИНА.
Фото автора.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *