60 ЛЕТ «ПОЕХАЛИ!»

В Самаре прошел испытания очередной ракетный двигатель.

Неофициальным, но, безусловно, высоким статусом космической столицы страны Самара гордится несколько десятилетий. У этого бренда много составляющих. Формировать его помогали
и двигателестроители.

Именно в Куйбышеве с 1957 года выпускали серийные ракетные двигатели конструкции Валентина Глушко РД-107 и РД-108, которые подняли ракету Юрия Гагарина. Именно в Куйбышеве Дмитрий Козлов стал ведущим конструктором ракеты-носителя Р-7 — знаменитой «семерки». Именно в Куйбышеве Николай Кузнецов создал свой знаменитый «лунный» НК-33.

Так случилось, что с космонавтикой и авиацией история Куйбышева, а затем и Самары связана неразрывно. Решение о размещении в нашем городе производств, связанных с ракетостроением, было принято в конце 50-х годов прошлого века.

Сейчас предприятия ракетно-космического кластера региона продолжают выпускать уникальную продукцию, наращивать оборонную и технологическую мощь страны. Абсолютно все двигатели, когда-либо поднимавшие в космос отечественные ракеты типа Р-7, собраны здесь, на ПАО «ОДК-Кузнецов».

Запуски ракет-носителей с двигателями РД-107А/РД-108А осуществляются с четырех космодромов: Байконур (Казахстан), Плесецк и Восточный (Россия), Куру (Французская Гвиана).

После заводских стапелей все без исключения двигатели проходят огневые испытания. Они получают те же нагрузки и работают на тех же компонентах, что и на космодроме при реальном запуске. Тестирование проводят на испытательном комплексе «Винтай» — обособленном подразделении «ОДК-Кузнецов», что неподалеку от поселка Прибрежный. На днях журналистам посчастливилось наблюдать за «боевым крещением» двигателя.

На этот раз тестировали двигатель РД-107А. Испытания успешно прошли на втором — «наклонном» стенде, где буквально на днях произвели уже шеститысячный пуск.

— Сначала вы услышите трое- кратный звуковой сигнал к началу испытаний, — пояснил руководитель обособленного подразделения «Винтай» Владимир Карповский. — Потом увидите густой пар, пойдет вода, затем вспыхнет огонь. Будет громко. До 12-й секунды двигатель будет выходить на основной режим работы, после чего мы услышим звук, похожий на сильный хлопок, и вот тогда станет очень громко. Общая длительность запуска составит 60 секунд.

Но даже после подробного инструктажа впечатления от увиденного и услышанного превзошли все ожидания. Необычное сочетание страха, восторга и гордости, вызванных невероятным зрелищем. Страх перед огромной, мощной волной звука и открытого огня. Восторг от величия изобретательской мысли и осознания того, что эта стихия создана человеком. Гордость за свою страну, за свой город.

— Непосредственно испытаниями на стенде управляет один человек — ведущий инженер. Кроме него никто не имеет права вмешиваться в процесс. Это очень тонкая, во многом интуитивная, но при этом высококвалифицированная работа для испытателя, — подчеркнул Карповский. — Главная его задача вне испытаний — правильно и в надлежащей форме содержать все стендовые системы. Они должны работать безукоризненно. Испытатель настраивает системы под себя и отвечает за все, что происходит в момент пуска. Кстати, испытателей в вузах не готовят. Необходимые знания и навыки люди получают с годами, работая на площадке.
На «Винтае» два испытательных стенда. Главный был запущен в эксплуатацию в 1961 году. До того момента двигатели, в том числе «гагаринские», испытывались в подмосковных Химках. Второй стенд начал работу в 1963-м.

В течение последних двух лет на «Винтае» ведут серьезную реконструкцию. Например, это коснулось хранения газовых компонентов. Вместо устаревшего оборудования теперь здесь стоят две современные колонны, где накапливаются кислород и азот, необходимые для проведения испытаний. Обновляют и другие структурные элементы комплекса.

После испытательного комплекса группа журналистов посетила подразделения предприятия, где производят ракетные двигатели. Кроме некоторых производственных корпусов и технологических процессов мы увидели ряд знаковых мест, которые напоминают об уникальной истории завода.

Например, в цехе окончательной сборки ракетных двигателей находится площадка, с которой в 1963 году перед рабочими завода выступали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они приезжали, чтобы познакомиться с коллективом, который обеспечил надежность дебютного полета на орбиту. Сейчас о том событии напоминают портрет Гагарина и памятная табличка. А вдоль центрального прохода в цех находится галерея с фотографиями всех советских и российских космонавтов.

12 апреля — не просто напоминание о былой победе. Это символическая точка отсчета, движение от которой продолжается и сейчас. Отечественная космическая отрасль и сегодня активно развивается. По инициативе губернатора Дмитрия Азарова создан научно-образовательный центр «Инженерия будущего», который получил статус мирового уровня. Главная задача — объединить науку и реальный сектор экономики. Сейчас НОЦ вместе с партнерами, среди которых и «ОДК-Кузнецов», активно развивает перспективную идею: создать в Самаре центр коммерческого космоса и центр космических экспериментов.

ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ВОЛЖСКАЯ КОММУНА»

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *