ГОТОВИМСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ

С начала двухтысячных Россия принимает участие в международных программах исследования качества образования. Укрепление лидерских позиций России в мировых рейтингах стало одной из задач национального проекта «Образование». В 2022 году в России пройдет очередное крупное исследование — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).

Каждые три года у школьников таким образом проверяют уровень функциональной грамотности: ребятам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знания сразу в нескольких дисциплинах, умение мыслить и применять полученные навыки.

Объектом особого внимания исследования PISA (сокращенное название программы — прим. ред.) в 2022 году станет математическая грамотность. Каждый год происходит обновление перечня изучаемых компонентов: 2012 году дополнительной темой была финансовая грамотность, в 2015 оценивалось умение решать проблемы в сотрудничестве, а в 2018 — глобальные компетенции. Сейчас же новым компонентом станет креативное мышление.

Несмотря на то, что по итогам тестирования учащийся не получает отметку, это не снижает интерес детей к занятиям по развитию функциональной грамотности.

— Весь этот год мы занимаемся с учителями на занятиях «Развитие функциональной грамотности», — рассказал ученик 8 «А» класса школы № 4 по имени Марат. — Учимся решать практические задачи, которые нам пригодятся в жизни в будущем. Мне это нравится, получается справляться даже с трудными заданиями. Я уже участвовал в пробном тестировании и набрал высокий балл.

Качество школьного образования предопределено уровнем профессиональной подготовки педагогов. Банк заданий, курсы повышения квалификации, распространение эффективных практик, конкурсы, проводимые среди педагогов школ округа, позволяют им совершенствовать свои компетенции.

— Учебный курс «Развитие функциональной грамотности обучающихся» я веду не первый год, — сообщила учитель математики ГБОУ СОШ № 4 Светлана Брусничкина.

— Предварительно прошла курсы повышения квалификации по этому направлению, сформировала свой банк заданий, составила программу. В этом году «Математическая грамотность» преподается в нашей школе отдельным предметом в рамках вариативной части учебного плана, стоит в основном расписании уроков, что дисциплинирует учащихся. Большим подспорьем в работе в этом году стал ресурс «Медиатека. Просвещение», в котором разработаны уроки и дидактические материалы к ним. Существенную помощь нам оказывают и методисты «Чапаевского ресурсного центра», организуя обмен опытом на разных мероприятиях.

С большим и серьезным делом невозможно справиться в одиночку. А первыми помощниками школе становятся родители. И очень важно, насколько они знают о том, что предстоит детям, и готовы оказать помощь учителям. Так, в начале учебного года родителям предложили ознакомиться с заданиями и выполнить некоторые из них. Как признались многие, было хоть и не просто, но интересно. «Новый предмет поможет ребенку в будущем справляться с житейскими вопросами», — такие отзывы получили педагоги.

Конечно, не все российские школьники примут участие в исследовании PISA, но умения, которые приобретут дети, точно им пригодятся. И слова Сенеки «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни» перестанут быть актуальными.

Е. СТЕПАНОВА,
заместитель директора
ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр».

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *