НЕТ ВРЕМЕНИ ОПУСКАТЬ РУКИ

3 декабря в России и других странах отмечается День инвалидов. Эта дата в календаре призвана не только напомнить о трудностях, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, но и еще раз рассказать о тех, кто вопреки всем диагнозам продолжает жить активной жизнью.

Слепота, по мнению многих ученых, — одна из самых тяжелых форм инвалидности, ведь 90% информации о внешнем мире человек получает с помощью зрения. Наша землячка Татьяна Бичурина не видит с детства. Однако после знакомства с ней язык не повернется назвать эту женщину неполноценной.

О поисках дела жизни, воспитании дочери и своих мечтах Татьяна рассказала нашим читателям.

— Татьяна, в каком возрасте у вас появились проблемы со зрением?
— Они были с рождения. Будучи совсем маленькой, я видела, но плохо. В 6 лет ослепла на один глаз, в 12 — на второй. В нашей семье ни у кого до меня подобных проблем не было. Врачи маме говорили, что это последствие тяжелых родов. Но когда через 11 лет появилась моя сестра, то ей был поставлен тот же самый диагноз.

— В какой школе учились?
— В детский сад я не ходила, а в первый класс пошла в Самаре, в школу-интернат № 17 для слабовидящих детей: отвозили туда в понедельник, в субботу забирали домой. Первое время скучала, а потом привыкла. Там было интересно учиться. Прекрасные педагоги, теплая атмосфера. В старших классах уже оставалась на две-три недели. Посещала много кружков по интересам. В отличие от обычной одиннадцатилетки мы оканчивали 12 классов. «Лишний» год уходил на изучение азбуки Брайля.

— Окончив школу, продолжили обучение?
— Конечно, но у незрячих небольшой выбор. Мне хотелось связать свою жизнь с творчеством, поэтому поехала поступать в Курский музыкальный колледж. Отучилась 4 года, профессионально освоила игру на баяне. Потом был Московский институт искусств, то же отделение. Тогда будущий муж сделал мне предложение и мы поженились, но семейным общежитие не давали. Переехали в Воронеж, где оба поступили в академию искусств. Спустя год я ушла в декрет, потом восстановилась в вузе, но после перерыва было тяжело, да и времени стало меньше. Заниматься музыкой спустя рукава нельзя. Учебу пришлось бросить. С мужем мы разошлись. Несмотря на то что мы оба незрячие, наша девочка совершенно здорова. С маленькой дочкой на руках я переехала в Ульяновск.

— У вас там кто-то живет? К кому поехали?
— Родственников там нет. Я отправилась учиться в фармацевтический колледж по специальности «медицинский массаж». Там была группа для слабовидящих. При переезде на месяц оставила Свету у мамы, потом, обустроившись, забрала. Мы жили в общежитии при учебном заведении. Помню, мне не хотели давать комнату на двоих. Но я была очень настойчива, и все получилось. Дочь оформила в детский сад. Если она болела, то брала ее с собой на пары.

— Как справлялись одна с маленьким ребенком на руках?
— Еще во время учебы я начала работать. В салоне красоты арендовала кабинет. Знаете, я приспособилась. Например, во время прогулки со Светой прикрепляла ей на сандалики рыбацкие колокольчики. Зрячий человек не обратит внимание, а мне слышно, что она рядом. Потом у нас был брелок, по типу сигнализации на машину. У нее медвежонок, а у меня пульт. Если она потерялась, то нажму кнопочку, он срабатывает — пищит. Это пока она была совсем маленькая. Подросла — стало легче. Дочка быстро повзрослела в силу жизненных обстоятельств. Позже я купила квартиру. Но немного прогадала. Всегда рассуждала, что пусть жилая площадь будет меньше, но в центре, где все в шаговой доступности. А тут позавидовала на квадратные метры. Мне до работы пешком было идти час. Далеко до школы. Транспорт ездил с перебоями. Помимо всего прочего, дочь ходила на тренировки по джиу-джитсу. То есть я постоянно была в беготне, от чего очень уставала. Так было решено вернуться домой — в Чапаевск. Пусть город меньше, но все рядом.

— Сегодня дочь общается с отцом?
— Он живет в Кисловодске, но у них очень теплые отношения. Они часто созваниваются. Мы ездим к нему в гости, несмотря на то что у него новая семья и дети. Света со всеми дружит. Когда наша девочка пошла в первый класс и нужна была помощь, он приезжал на месяц.

— В каком она классе сейчас? Кто ей помогает с уроками?
— Во втором. Как и для всех родителей, школьный вопрос для меня — больная тема. Когда я училась, то у нас в классе было 6-8 человек. Что-то не выучить было невозможно. У меня в голове не укладывается, как учитель справляется с тридцатью детьми. Русский язык дочь делает с бабушкой, все остальное — со мной. Я требовательно отношусь к домашней работе — никаких поблажек.

— Вы жили в четырех городах. Где на ваш взгляд самое лояльное отношение к людям с ограниченными возможностями?
— В Воронеже. Там прохожие просто так спрашивали, чем они могут помочь. Сложнее всего было в Ульяновске. Например, когда зимой не чистили снег, я могла легко заблудиться. На меня никто не обращал внимания. Приходилось самой буквально хватать кого-то за руку и уточнять дорогу.

— Не страшно было менять места жительства? Мама не пыталась как-то вас отговорить?
— Никогда никого не спрашивала. Мои решения не обсуждались. Конечно, как и любая мама, в душе она переживала. Но я испытываю огромное удовольствие, когда чего-то добиваюсь. Думаю, она это понимает, поэтому отпускает. Никогда не концентрировалась на сложностях. Есть цель, и к ней надо идти. Так было всегда. Слепому музыканту сложно работать в силу многих обстоятельств. Элементарно — ноты не найдешь. Освоив первую профессию, я нуждалась в смене сферы деятельности, ведь у меня дочь и в моих руках ее будущее. Ни дня не пожалела, что выбрала массаж. Огромная радость — помогать людям.

— Вы считаете себя особенной?
— Мне неприятно чувствовать жалость по отношению к себе. Например, в Воронеже мы учились на общих основаниях, в обычной группе среди зрячих студентов. Я живу нормальной жизнью, с теми же заботами, что и у всех. Да, возможно, что-то мне дается сложнее, чем другим. Но это не делает меня особенной.

— Чем вы живете сегодня?
— Я участница коллектива «Рябинушка». Часто выезжаем выступать в Безенчук и Самару. В спортивном комплексе «Луч» людям с ограниченными возможностями выделяют помещение, где мы занимаемся теннисом. Также участвуем в соревнованиях, которые проходят в области. Тренировки несколько раз в неделю. Сейчас в обществе слепых мы готовим новогодние мероприятия. Скучать и грустить не приходится. Да и домашние дела никто не отменял. Кроме того, я регулярно повышаю квалификацию по своей второй профессии.

— О чем вы мечтаете?
— Только об одном — чтобы ребенок вырос достойным человеком. К незрячим родителям особое внимание в обществе. Если моя дочь упадет или будет себя плохо вести в магазине, значит, я не справляюсь с воспитанием, плохая мать. То же самое сделает дите зрячих мамы и папы — никто не заметит. Света любит спорт, ходит дополнительно заниматься английским. Буду счастлива, если она реализует себя.

— Ваше пожелание родителям особых детей?
— Не относитесь к ребенку как к тепличному растению, невзирая на жалость. Чем больше знаний, навыков и умений вы дадите ему в детстве, тем легче будет во взрослой жизни.

Анастасия КРАСИНА.
Фото из архива Т. Бичуриной.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *