УЧИТЬ ДОБРУ И СЕЯТЬ СВЕТ

Профессию педагога выбирают не просто так и не оттого, что это модно или прибыльно, а лишь по зову сердца. Быть наставником и ориентиром для детей — тяжелый труд, с которым из года в год справляются учителя. Накануне праздника мы вместе с активистами юнармейского и волонтерского отрядов школы № 3 побывали у отличника просвещения Иды Курниковой.

Ребята часто предлагают ветерану педагогического труда свою помощь, например, прибраться на придомовом участке. Обычно женщина справляется сама по хозяйству, но принять юных гостей всегда рада. На этот раз добровольцы решили совместить приятное с полезным. Под руководством своих сегодняшних учителей — Ларисы Быковой и Екатерины Макушиной — подростки убрали лишнюю траву, сорняки, проредили кусты и «живую изгородь» из плюща, опилили и окопали яблоню. Поработали на славу, с энтузиазмом. Чем не трудовое воспитание? К счастью, в сегодняшний образовательный процесс это направление успешно возвращается.

Ида Петровна восторгается: «Как приятно на таких ребят смотреть!»

Когда педагоги сообщили детям, что нужны волонтеры, даже не прозвучал популярный у некоторых вопрос: «А мероприятие будет во время уроков?» Наоборот, после занятий дружно взяли инструменты, прогулялись до назначенного адреса и уже здесь принялись за дело.

Кажется, встречей остались довольны обе стороны: и хозяюшка, и школьники. Когда сели пить чай и обменялись гостинцами, стали беседовать о профессиональном пути Иды Петровны, листать страницы фотоальбомов и даже сравнили учеников тогдашних и сегодняшних…

Снимки преподаватель с внушительным стажем перелистывает бережно и комментирует: «Мой последний класс. Готовили праздник… Новый год. Наша поездка в Москву. Вот мои детки… Это мы в «Волжском Артеке». И в санатории с ними отдыхали, в Серноводске. А это они уже большими становятся… Девятый класс, одиннадцатый… Выпускной. Теперь за столом сидят два врача! Гинеколог и кардиолог. А вот, смотрите, 1982 год. Все в одинаковой форме, с воротничками. В старом школьном здании еще. Тогда отличались по учебе, а не по тому, кто как одет…»

Историк, географ, экономист…

Наша героиня окончила школу № 3 в 1966 году. Вспоминает разные курьезные моменты с улыбкой. Однажды они всем классом ушли в «Мир» на фильм «Человек-амфибия».

— Тогда сеансы шли почти весь день: с двенадцати часов и до вечера, — уточняет Ида Петровна. — И тут… в зал врывается директор школы Людмила Георгиевна Савельева, а она была строгой, и включается свет: «Десятый «А»! Быстро встали!» Все поднялись с мест…

Выпускница хотела стать юристом. Но ничуть не пожалела, что получилось иначе. Она окончила Саратовский университет, исторический факультет (вторая специальность — экскурсовод), и вскоре вернулась на малую родину. Устроилась в школу № 10, позже ее пригласили в свою, родную, третью. Поначалу какие только предметы не преподавала — экономику, географию. Впрочем, все они между собой связаны, хоть и не каждый с этим согласится.

— Была целая глава в учебнике, которая так и называлась: «Как банки делают деньги», — рассказывает собеседница. — Процесс описывался подробно, понятным языком, и молодежи нравилось. Еще один курс — «Семья». В него тоже входила интересная тема: какие бывают браки? Ребятам с юных лет давались бытовые и социальные знания.

Специального факультета географии на тот момент не было, и учителей не хватало. Поэтому молодой преподаватель переквалифицировалась. Предмет ее «затянул». Она считает, что если бы его должным образом изучали политики, многих сложностей удалось бы избежать.

Со своими учениками женщина проехала почти весь Советский Союз! Где они только не побывали. Часто вспоминается поездка в Киево-Печерскую лавру.

— Ходим внутри, дети смотрят: люди молятся, свечи ставят, кто-то и плачет даже… Подходят ко мне: «А нам что делать?» Давайте, говорю, подойдем к мощам Нестора, первого летописца — возьмитесь за раку и попросите ума. Они удивились: «Правда?», — делится Ида Петровна.

Как историк, в каждой поездке она сумела открыть что-то новое для ребят, пробудить в них интерес к месту, где они находились.

— Когда проводились экзамены по выбору, шесть классов — а один год в параллели было семь — сдавали географию и историю, — смеется преподаватель. — В первый раз подходит ко мне завуч: «Я вас расстрою…» Чем, что такое? «Все записались на ваши предметы…» И вот все учителя в два часа уходят, а мы с Галиной Федоровной Розылиной, Еленой Анатольевной Тисленко и другими, кто был в комиссии, сидим до вечера…

Почему ребята определялись именно так? Здесь простая формула: лишь 50 процентов выбирают предмет, остальные 50 — учителя.

— Мы никогда не выгоняли с урока! — продолжает отличник просвещения. — Я считаю так: на географии всегда можно карту открыть и, даже если ты не читал, по ней все равно пусть на троечку, но ответишь.

Самый первый профильный экономический класс открыли в 2000 году, его руководителем стала как раз Ида Курникова. В нем собрались дети, желающие постичь науку, со всех школ города. по субботам приезжали преподаватели планового института. Все эти ребята выросли достойными, успешными людьми.

— Я всегда работала с душой. Честно говорю, не унывала, — улыбается ветеран педагогического труда. — Сколько сейчас в школе учителей? Чуть больше тридцати. А нас под девяносто человек было! Учились в три смены!

«Как это в три смены? — удивляются юнармейцы. — А когда же начиналась последняя?» Так и занимались: с 4-х и до 8, а то и 9 вечера. А что делать? Было одиннадцать первых классов! Вплоть до буквенного обозначения «И».

— Сейчас, знаю, в новой школе в Южном городе примерно такая же история, даже еще больше параллель, — размышляет учитель с сорокалетним стажем. — Но совсем другие условия у детей! Радуюсь за них. Смотрю, теперь строятся современные образовательные учреждения и на присоединенных территориях России…

Профсоюзный лидер

— Раньше у всех районов, учебных заведений были шефы — предприятия, — повествует Ида Петровна. — У нас — Чапаевский завод железобетонных конструкций. Я, как председатель профкома, вместе с директором Иваном Ивановичем Борщевым ходила, спрашивала квартиры для молодых учителей. Нам давали и автобусы, и путевки. Дети в основном за счет шефов и ездили куда-либо.

Председатель профсоюзного комитета в учебном заведении отвечал практически за все: праздники и значимые мероприятия, оказание необходимой помощи людям, мало ли у кого что случится. И в горе и в радости коллеги и ученики спешили к Иде Курниковой, знали, что человек она участливый и в поддержке не откажет.

За педагогом помимо десятков детей стоят еще и их родители. Да, приходилось вникать в проблемы целых семей. Миссия учителя такая — вырастить благополучного гражданина. Даже если для этого необходимы длительные беседы с мамами и папами, а они тоже бывали разными…

— До сих пор одна женщина меня встречает, а дочери уже 55, и говорит: «Если бы не вы тогда…», — вздыхает Ида Петровна. Секрет ее, наверное, в том, что всегда была готова выслушать ребенка и по-настоящему умела это делать. К ней шли как к старшему товарищу. Поэтому и выпускники все еще навещают, хоть уже и реже: их наставник оставила преподавательскую деятельность порядка десяти лет назад. Но звонят и, когда встречают на улице, обязательно здороваются и узнают, как дела.

Наставник и старший друг

Учитель математики школы № 3 Лариса Быкова, к кому сегодня так внимательно прислушиваются ребята, — выпускница именно Иды Курниковой. Когда уже она пришла преподавать, за советами продолжала обращаться к наставнику. Вместе они проработали 24 года.

— Как молодой педагог, я очень стеснялась проводить родительские собрания! — признается Лариса Викторовна. — Своего жизненного опыта еще не было, детей тоже. Ида Петровна тогда мне сказала: «Во-первых, у тебя есть профессиональное образование. Во-вторых, ты порой находишься с ребятами больше, чем их семьи, и поэтому знаешь их не хуже, видишь с другой стороны. Будь увереннее. А дальше жизнь подскажет».

Глядя на ребят, которые помогли ей в уборке сегодня, Ида Петровна вспоминает, как сама проводила время с классом, репетировали по воскресеньям, маршировали, строевые песни учили. Дети занимали призовые места в смотрах и даже входили в сводный городской отряд… Удивленно перевожу взгляд на Ларису Викторовну и Екатерину Дмитриевну: а разве что-то изменилось? И сегодня юнармейцы школы № 3 участвуют в областных акциях, в парадах памяти 7 ноября в региональной столице. Вот он, уникальный пример преемственности поколений.

— Начинающим учителям могу лишь один совет дать: относиться к делу с душой, всегда находить гармонию между школой и домом, — завершает беседу наша героиня. — Любите свою работу! Она удивительная. Дети — вообще народ интересный. С ними не заскучаешь!

Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото Алисы НОВАКОВСКОЙ и из архива
И. Курниковой.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *