СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Дети, оставшиеся без попечения родителей — особая категория маленьких граждан нашей страны. Кто-то теряет родителей, едва появившись на свет, другие — в более сознательном возрасте, третьи и вовсе становятся сиротами при живых родителях. К счастью, всегда находятся люди, которые готовы воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей, и отдавать им всю свою любовь и заботу. В Чапаевске порядка 40 приемных семей. О том, с какими сложностями сталкиваются приемные семьи, и в чем секрет счастья, рассказала приемная мама троих детей Надежда Анатольевна Кубаева.

Историю жизни Надежды Анатольевны нельзя назвать легкой. Женщина долгие годы боролась за право стать матерью. И казалось, когда судьба наконец-то подарила семье дочь, Надежде Анатольевне выпало новое испытание — развод с мужем. Одна с малолетней дочерью на руках, но ни на секунду не было мысли сдаться. Пришлось работать за двоих. А свою нерастраченную любовь отдать детям. Сегодня их у Надежды Анатольевны четверо, трое из которых приемные. Многодетная мама с улыбкой рассказывает о тех трудностях, которые ей пришлось пережить. И только когда речь заходит о судьбе ее приемных детей — у женщины на глаза наворачиваются слезы.

— Надежда Анатольевна, какой путь проходит приемный родитель, прежде чем приемный ребенок станет родным?
— Я основываюсь на своем опыте. Мне кажется, этого ребенка нужно выстрадать. Всей душой быть готовым к появлению малыша. У нас с мужем 12 лет не было детей. Появление дочери Маши это как знак судьбы. В ту минуту, когда опустились руки, все сложилось так, что она появилась в нашей семье.

— В течение долгих 12 лет ни разу не возникало мысли взять приемного ребенка?
— Я даже не знала тогда, что можно взять приемного ребенка. Это сегодня об этом пишут, рассказывают, а в 90-е годы никакой информации не было. В первый раз о том, что можно взять в семью приемного ребенка, я услышала в 2005 году.

— Когда в вашей семье появился первый приемный ребенок?
— В 2007 году в нашей маленькой тогда семье появилась Вика. На тот момент мы уже разошлись с мужем. Начало двухтысячных было сложным периодом. Не было работы. Зарплаты задерживали. Многие в то время сломались. Мы с Машей жили вдвоем. Я много работала. Дочке было скучно одной, играть не с кем, детей ее возраста не было у нас на улице. И мы решили, что нам нужна сестренка.

— Вика оказалась ровесница Маше?
— Да, я так и думала, что у нас будет девочка — ровесница Маше. Чтобы были общие интересы. Конечно, девочки очень разные. Адаптация проходила непросто. Ведь Вике уже было 9 лет. Она знала своих родственников и понимала, что мы ей неродные. Многое пришлось пережить тогда. Но мы справились.

— А как Настя появилась у вас в семье?
— Девчонки уходили в школу, и я оставалась одна. Чувствую, что есть и силы, и желание взять еще ребенка. Девочку, но помладше моих, так чтобы лет 6-7. Поделилась своими мыслями с дочками. Они меня поддержали. Встали на очередь. Ждали долго. Нет девочек такого возраста. Много раз звонила. И вот, точно помню, был четверг и праздник Благовещенье. Звоню в очередной раз. Мне снова говорят, что подходящего возраста нет, но есть девочка двух лет, светленькая, хорошенькая. Я обещала подумать, но попросила, чтобы ее не отдавали пока никому. Положила трубку и думаю, ведь благая весть в такой день. Так Настюша стала третьей девочкой в нашей семье.

— Расскажите историю Саши?
— Вот мои старшие девчонки играют, а Настена за ними ходит, тоже с ними играть хочет, мешает им, ведь маленькая еще. Они кричат, чтобы я ее забрала к себе. Девчонка не у дел, не с кем ей поиграть. Вот так и решили, что ей пара нужна. Нам одного мальчика порекомендовали, другого. Но не складывалось с ними. То диагнозы, не совместимые с проживанием в семье, то педагоги намеренно не договаривали о заболеваниях ребенка. Это я считаю нечестно. И потом как то звонят мне из центра усыновления и говорят, что есть мальчик 3-х лет, надо съездить посмотреть. Однако, история у ребенка не обычная, у него стоит диагноз умственная отсталость. И он из обычного детского дома был переведен в специализированное учреждение. Но в 3 года такой диагноз нельзя поставить, как я потом узнала. Когда я увидела Сашу, то я сразу поняла — мой.

— Диагноз мальчика подтвердился?
— Нет! Мы первый и второй класс на пятерки закончили. Сейчас в 6-м классе уже появились тройки, но это скорее из-за попустительского отношения. (Улыбается). Мы над этим работаем. Мальчишка умный и очень ласковый.

— Надежда Анатольевна, с приемными детьми сложно?
— Сложно. Но тут очень много нюансов. Если ребенок появился в семье в возрасте 2-3 лет, то он не помнит истории своей жизни, не помнит родственников. Ты для него семья. Это уже позже, когда ты ему расскажешь, что у него была другая семья, возникают определенные сложности. А если, например, ребенок в семье появляется в более старшем возрасте, конечно, он понимает, что у него есть родители, есть другие члены, порой большой семьи, и что ты ему не родной. Более того, кровные родственники могут даже настраивать против приемной семьи. И вот тут надо проявлять такую мудрость, деликатность и терпение, что не каждому это по плечу.

— Принимая решение, брать или не брать приемного ребенка, многие семьи боятся отрицательной наследственности. Ваше мнение, насколько этот страх оправдан?
— На этот вопрос однозначно я ответить не могу. У каждой семьи своя история. Причем как у биологической, так и у приемной. Согласитесь, что очень много семей, в которых благополучные родители, дети окружены вниманием и заботой, а вырастают и такие совершают поступки, что волосы дыбом встают. Очень много приемных семей, где дети золотые. И наоборот. Я считаю, если думать только о наследственности, то как жить… Да и воспитание играет важную роль.

— Как общество сегодня относится к приемным семьям? Есть сложности?
— Безусловно, есть. Мы много говорим о толерантности, но на деле про нее забываем. Наши дети отличаются от родных. К ним нужен особый подход. Почти каждая приемная семья сталкивается с негативным отношением окружающих. Причем не только среди соседей и знакомых, но в школе от одноклассников, их родителей, учителей. Я часто бываю на заседаниях общественной организации приемных родителей Самарской области и слышу, что тема некорректного отношения педагогов к приемным семьям встречается не только у нас в городе. Общественники выносят на обсуждение вопрос о психологическом обучении учителей в работе с приемными семьями. Из своего опыта скажу, что это важно. Ведь в школе ребенок проводит большую часть своего времени и необходимо, чтобы учитель мог создать благоприятную среду для всех детей в классе. Кстати, как раз для того, чтобы наши дети более успешно социализировались в обществе, мы с Натальей Назаренко организовали клуб приемных семей «Веселая семейка».

— Расскажите подробнее, когда был организован клуб, какие цели перед собой ставите?
— Клуб работает год. Мы находимся под крылом отдела семьи комплексного центра социального обслуживания населения. Цель одна — объединить приемных детей, чтобы они не чувствовали себя изгоями. Ребенку очень важно понимать, что он не один такой, а есть и другие дети в других семьях, школах, живущие рядом. Мы собираемся на мероприятие, приходит и 15, и 20 человек, дети между собой знакомятся, начинают дружить. Пока все наши встречи проходят на базе комплексного центра, но городские власти пообещали выделить нам отдельное помещение. Ведь как бы нас хорошо не встречали в центре, там мы гости. Чтобы провести праздник, нам необходимо туда 33 сумки привезти и потом все собрать и увезти. Не у всех есть машины. Поэтому, когда у клуба будет свой дом, нам будет проще, и мы сможем устраивать еще больше интересных встреч. К слову, сейчас мы приглашаем в клуб не только приемные семьи, но и опекунские. Чем нас будет больше, тем детям нашим будет веселее. У клуба есть страница в социальной сети «Одноклассники». Нас легко найти, если в строке поиска набрать «Клуб приемных семей «Веселая семейка».

— Чем для приемных родителей может быть полезен ваш клуб?
— Все мы часто варимся в своей каше, как говорится. Но наши проблемы, как правило, перекликаются: оформление выплат, устройство детей в учебные учреждения, прохождение медицинских комиссий и так далее по кругу. В клубе сообща мы помогаем, подсказываем друг другу. У меня дома хранится собранный всеми нами банк веще, на случай, если у ребенка, например, порвалась куртка и надо дожить до зарплаты. Сообща всегда легче.

— Надежда Анатольевна, ваш секрет счастья и совет тем, кто только думает о том, чтобы взять приемного ребенка в семью?
— Дети мне Богом даны. Несмотря на все трудности, я ни разу в жизни не пожалела о том, что у меня судьба сложилась так, а не иначе. Я люблю своих детей. Советовать сложно. Главное, ответьте себе честно на вопрос, сможете ли вы безусловно принять чужого ребенка, со всеми его недостатками и достоинствами или нет. В этом и есть секрет счастья.

Анастасия КРАСИНА.
Фото автора.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *