АРХИВНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ — 100 ЛЕТ

Непосвященному человеку, возможно, трудно понять, как велика роль архивов в обществе. А они ведь самым непосредственным образом содействуют решению задач социально-экономического развития страны, эффективного государственного управления, обеспечивают научное познание прошлого. Не случайно в 2016 году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным было принято решение о переподчинении Федерального архивного агентства (Росархив) непосредственно Президенту Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 № 293 руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации.

Из истории вопроса

1 июня 1918 года был подписан декрет Совета Народных Комиссаров «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», заложивший политические и организационные основы архивного дела в нашей стране. Архивы объявлялись общегосударственной собственностью, все хранящиеся в них документы включались в Единый государственный архивный фонд. Было создано Главное управление архивным делом, без ведома которого запрещалось уничтожение каких бы то ни было документов. Архивоведение приобретало целенаправленную систему, которая действует до сих пор.
В декабре 1918 года была создана Самарская губернская коллегия архивного фонда, которая возглавила работу по претворению в жизнь вышеназванного Декрета. А начиная с 1934 года, постановлениями центральных и местных органов власти были образованы районные и городские архивы.

Чапаевский городской архив впервые упомянут в документах исполкома рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чапаевска, когда на должность архивариуса была назначена Анна Александровна Кулагина, проработавшая здесь до 1940 года. В период с 1941 по 1960-е годы в архиве трудились Нина Андреевна Аристова, Иван Иванович Зайцев, Михаил Сергеевич Лысенко, Антонина Ивановна Степанова, Анастасия Антоновна Севастьянова, Елена Кузьминична Берендяева, Мария Павловна Матюнина, которые проделали огромную работу, чтобы собрать и сохранить документы по нашему городу.
В 1965 году после утверждения сети государственных архивов области, городской архив был преобразован в Чапаевский городской государственный архив, в котором на протяжении 23 лет в должности заведующей городским государственным архивом работала Раиса Ивановна Жук, внесшая большой вклад в развитие архивного дела.
В 1992 году в связи с введением «Закона о местном самоуправлении» городской государственный архив был преобразован в архивный отдел администрации г. Чапаевска.

Важная сфера

В соответствии с Законом Самарской области «О наделении статусом городского округа и муниципального района муниципальных образований в Самарской области» в 2004 году архивный отдел получил новое наименование — архивный отдел администрации городского округа Чапаевск, который возглавила Людмила Ивановна Потлова, она до сих пор является начальником архивного отдела.
Благодаря активности, упорству и трудолюбию, ей удалось навести порядок в госучете документов, преодолеть негативное отношение к архивной службе, как к второстепенной сфере деятельности. Она очень внимательна, терпелива, сдержана к посетителям, решает все трудные вопросы на основе архивных стандартов и этических норм.

Много лет в архивном отделе работают архивариусы — Лариса Владимировна Илюткина и Юрий Васильевич Щербаков, которые имеют достаточный опыт работы, необходимые знания и добросовестно выполняют свои обязанности по сохранению и использованию документов. Люди ответственные, понимающие важность архивного дела и делающие все для его развития.

Сегодня архивный отдел располагается по адресу: улица Котовского, 13. Здесь обширное просторное помещение с множеством стеллажей, на них располагаются аккуратно пронумерованные папки с документами, в которых 26000 дел за период с 1928 по 2016 год. Это документы постоянного срока хранения, документы по личному составу, фотодокументы, кинодокументы, фонды личного происхождения.

Основные направления деятельности отдела — хранение документов, комплектование, государственный учет, исполнение запросов граждан и организаций.

Информатизация и компьютеризация

Накануне 100-летия архивной службы мы встретилась с Людмилой Ивановной Потловой, она рассказала, что за последние годы архив пополнился документами по личному составу предприятий и организаций города, которые прекратили свое существование. В связи с этим значительно возросло количество обращений граждан в архивный отдел за получением сведений о трудовом стаже, размере заработной платы и по другим вопросам, необходимым для обеспечения законных прав и интересов заявителей. И нередко архив оказывается последней надеждой для решения жизненно важных вопросов, и сотрудники архивного отдела делают все возможное, чтобы ни одно из обращений не осталось без внимания.

Для повышения эффективности работы с гражданами в архивном отделе разработаны и утверждены четыре административных регламента предоставления муниципальной услуги: «Информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов», «Прием на хранение архивных документов», «Согласование номенклатур дел, положений об архивах, об экспертных комиссиях», «Информационное обслуживание пользователей в читальных залах муниципальных архивов». С 2012 года действует соглашение о взаимодействии архивного отдела администрации городского округа Чапаевск и МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Чапаевск» по предоставлению муниципальной услуги «Информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов».
Людмила Ивановна показала Соглашение об электронном информационном взаимодействии территориальных органов Пенсионного фонда России с администрацией городского округа Чапаевск по направлению запросов социально-правового характера и получению ответов, которое было подписано в апреле 2018 года.

В архивный отдел поступают запросы из Пенсионного фонда России, Ближнего Зарубежья, граждан Германии, Израиля, которые раннее проживали в Чапаевске. За прошедший год архивным отделом было исполнено около 2 тысяч запросов социально-правового характера и выдано 1082 копии распорядительных документов.

В последнее время в архивный отдел все чаще обращаются представители предприятий и организаций, интересующиеся их историей и студенты высших учебных заведений.
С каждым годом все шире внедряется информатизация архивов. Так, с 2004 года архивным отделом ведется работа по программе «Архивный фонд», которая представляет из себя автоматизированный комплекс, обеспечивающий создание информационного массива о составе и содержании документов архива, позволяет вести государственный учет и контроль за хранением документов и дает возможность перейти к передаче сведений в электронном формате.

Полноценная работа архивного отдела невозможна без должного профессионального уровня его работников. Историю делают люди, историю архива — архивисты. И те люди, которые связали свою жизнь с архивами, преданы своей службе, а она требует от них глубоких знаний в таком обширном массиве документов любой организации, тщательности, умения помогать всем, кто обращается в архив.

Л. МИРОНОВА.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *