СВЯТАЯ НАУКА — РАССЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА…

8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден Всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. И накануне этого праздника мы решили рассказать о замечательной паре, которая пронесла свою любовь и верность через все 60 лет совместной жизни.

Ему сегодня 87 лет, ей — 85. Помните слова из романса Булата Окуджавы: «Святая наука — расслышать друг друга… Сквозь ветер, на все времена…»? Так вот Александр Васильевич и Зинаида Яковлевна Колдыркаевы этой наукой овладели сполна. И фактически все эти 60 лет они не расставались друг с другом, стали как бы единым целым. Как им удавалось выстраивать такие глубокие и нежные отношения? По их же словам, они ничего не выстраивали. Просто жили, заботились друг о друге, воспитывали двоих детей, трех внучек, потом трех правнуков. В общем, жизнь шла своим чередом.

Работа как стимул жизни

Определенные устои, которые потом проявляются в юности и во взрослой жизни, конечно, закладываются в детстве. Семьи и у Александра Васильевича, и у Зинаиды Яковлевны были многодетными, жили в своих домах, только он в поселке Губашево, а она в пятом расширении. Мамы были домохозяйками, но работы хватало и по дому, и во дворе, и в огороде. В таких семьях, как правило, дети росли работящими. Трудиться на производстве начинали рано и выполняли свои обязанности добросовестно и ответственно. Александр Васильевич работал на «Полимере», потом на мехзаводе, некоторое время — в Чапаевских электрических сетях. Везде получал благодарности от руководства. Ветеран труда, имеет награды российские и областные. Зинаида Яковлевна всю жизнь проработала на «Полимере», ударник коммунистического труда, тоже имеет звание ветерана труда. И сейчас они не могут жить без работы — продолжают трудиться на дачном участке в Екатериновке. Уезжают туда на все лето и радуют урожаем своих внучек — дом и участок после смерти хозяина, мужа дочери и отца внучек, теперь принадлежит им, но бабушка с дедушкой не сетуют, только приговаривают, что, мол, молодым-то некогда возиться в земле, время сейчас такое, что и после окончания вузов продолжают учиться. А старшие Колдыркаевы всегда на свежем воздухе, поработать в саду им только в радость. К тому же, у них своя машина, с которой дедушка, Александр Васильевич, управляется довольно лихо.

Под звуки духового оркестра

Встретились Александр и Зинаида, как и многие пары в ту пору, на танцплощадке, которых тогда в Чапаевске было несколько, и на каждой обязательно играл духовой оркестр. Шел 1954 год, Александр приехал тогда из армии в отпуск. А служил он в Краснознаменном Балтийском флоте, на линкоре «Октябрьская революция». Тогда служба на флоте длилась пять лет, но по истечении двух лет обязательно полагался отпуск. За спиной у юноши до армии было уже ремесленное училище и духовой оркестр, который у них в группе № 3 создал мастер Николай Иванович Уткин. После окончания училища всю их группу слесарей-инструментальщиков, благодаря оркестру, послали вместе на мехзавод в Самару. В армии Александр тоже с музыкой не расставался. И вот когда приехал на побывку, сразу пошел…нет не на танцы , а к своим друзьям, которые играли там, на танцплощадке. Зинаида Яковлевна уточнила, что площадка в ту пору была как раз на месте, где сейчас стоит ЗАГС, ведь и микрорайона с многоэтажными домами тогда такого не было, только частный сектор.

Вот на танцплощадке под звуки духового оркестра они и увидели друг друга. Подробностей сейчас они уже не помнят, но, наверное, как-то екнули сердца молодых людей, если все оставшиеся после отпуска дни службы из Чапаевска к Александру летели нежные, а иногда строгие письма от девушки по имени Зинаида. Боец, конечно, их ждал и не затягивал с ответами. Вернулся. Стали встречаться. У каждого были планы учиться дальше. Александр окончил 7 класс и поступил в Самарский индустриальный техникум, а Зинаида — в Московский энергетический. А в феврале 1957 года молодые сыграли свадьбу — Александру было уже 25 лет, Зинаиде — 23.

Разные интересы, но судьба одна

Общественные интересы у молодых были разные. Александр увлекался музыкой, и с этой своей любовью не расстается до сих пор. Играл на гармошке, домбре, балалайке, баяне. Сейчас стало трудновато, у него открылась астма. Но иногда все равно возьмет гармонь или балалайку, а Зинаида Яковлевна, наверное, в эти минуты вспомнит, с каким вдохновением он играл, когда был помоложе. Зинаида Яковлевна, работая на «Полимере», всю жизнь была профсоюзной активисткой — председателем профкома в цехе, членом обкома профсоюза, областной ревизионной комиссии. «Приходили мы с Зиной домой, — признался Александр Васильевич, — часов в 9 вечера. — Хорошо, что была жива мать моего отца, она много сил отдавала тогда уже родившимся нашим детям».

Казалось бы, что такие разные интересы у супругов, такие разные характеры, и несмотря на это, они как будто приросли друг к другу. По всей видимости, им было интересно вместе, ведь они делились не только впечатлениями от рабочих моментов, но и рассказывали — она о профсоюзной деятельности, он — о своем духовом оркестре.

— Зинаида у меня строгая, — неожиданно поделился Александр Васильевич, — она мной командовала. Но я нисколько не обижался. Иногда вижу, что она не права, но никогда ей не перечу, думаю, что, мол, поймет потом сама. Так всегда и бывало. Громких скандалов между собой у нас никогда не было. Может, и поэтому мы с ней так долго вместе. Заботимся друг о друге. Дети и внуки у нас, конечно, хорошие, грамотные, они нам помогают. Но хорошо, когда всегда рядом с тобой, каждый час, каждую минуту, близкий и дорогой тебе человек. И я благодарю судьбу, что у меня такой человек есть, моя Зинаида.

Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *