ПОГИБ НА АФГАНСКОЙ ЗЕМЛЕ

В годы разных военных действий чапаевские парни проявляли свою храбрость и шли исполнять свой долг. Немало выпускников наших образовательных учреждений стали участниками войны в Афганистане. Немногим из них удалось вернуться домой…

Александр Константинович Садохин родился 3 октября 1953 года в п. Кресты Волжского района Куйбышевской области, недалеко от Чапаевска, где прошло его детство и юность.

Учился в школе­-интернате № 1 г. Чапаевска. Вместе с аттестатом получил диплом токаря-­универсала. Работал на Куйбышевском кабельном заводе.

В 1971 году сбылась его детская мечта о небе ­ Александр стал курсантом Саратовского высшего военного авиационного училища, которое спустя три года успешно окончил.

В 1975 году лейтенант Садохин приступил к службе. Семь лет служил он в Амурской области, где получил воинское звание капитана.

В феврале 1982 года он оказался в республике Афганистан, стал заместителем командира по политической части 3­й эскадрильи в составе 50­го отдельного смешанного авиационного полка ВВС 40­й действующей армии в ДРА (демократическая республика Афганистан ­ ред.).

Хотя народно­-демократическая партия Афганистана и провела в марте 1982 года первую общенациональную конференцию, рассмотревшую программу по укреплению связи партии с народом, коренного улучшения обстановки в республике не произошло.

Почти все боевые действия советские войска вели совместно с афганскими частями. Плановые боевые операции были, как правило, широкомасштабными, относительно продолжительными по времени, в них участвовало большое количество войск. Всего за годы пребывания в Афганистане наши войска были задействованы в 416 плановых операциях.

В 1982 году были проведены операции, которые можно было бы занести в летопись афганской войны. Но самыми известными были шесть из них в Панджшере. 

В апреле-­мае 1982 года был проведен так называемый «второй Панджшер» ­ самая громкая операция за всю историю афганской войны. Долина реки Панджшер ­ один из самых сложных в географическом отношении районов ДРА. Она протянулась на 70 км в длину при ширине 12 км вплоть до пакистанской границы. Там огромное количество пещер, нор, ущелий, перевалов, господствующих высот, проходов, прилегающих к основной долине и дающих свободный выход в различные районы и на основную магистраль, соединяющую Кабул с Советским Союзом через перевал Саланг. Именно поэтому Панджшер, к тому же имеющий значительные богатства изумрудов, рубинов и лазуритов, был избран для размещения так называемой Центральной партизанской базы Ахмад­-Шаха Масуда. Он создал здесь хорошо оборудованную систему обороны, огня и управления мятежными силами, действующими на огромной жизненно важной территории.

Боевые действия начались в ночь на 16 мая 1982 года. Советские подразделения внезапно для противника захватили все господствующие высоты у входа в ущелье и на глубине до 10 км. Затем началась высадка воздушного десанта, который расчленил всю группировку противника на четыре изолированные части. На соединение с десантом в пешем порядке по высотам справа и слева от ущелья и на боевой технике по его дну двинулись советские и афганские батальоны. В ходе боевых действий было уничтожено и захвачено 203 огневых сооружения, 25 минометов, 120 крупнокалиберных пулеметов, около 30 складов с оружием и боеприпасами, взорвано около 100 пещер, приспособленных для обороны.

17 мая 1982 года. Тот боевой вылет стал последним для капитана Садохина и еще многих летных экипажей магдагачинской эскадрильи, в которой он служил.

Он погиб при взятии Панджшерского ущелья. Три «вертушки» летели с десантом в тыл врага. На одном из вертолетов-­разведчиков командиром экипажа был замполит эскадрильи Александр Садохин. Считается, что замполит не должен вылетать на боевые задания. Но он летал…

Заместитель командира вертолетной эскадрильи по политчасти первым высадил десант группы захвата и уже развернулся, чтобы лететь назад, как в горах заработал пулемет ДШК. Как же разведка спецназа его не зафиксировала? Ракеты «духов» сразу попали в цель. На глазах у Александра объятая пламенем крылатая машина командира эскадрильи рухнула в скалы, а пораженная машина командира звена задымила и тоже исчезла из поля зрения.

«Вертушку» Садохина спасло только то, что он уже успел набрать высоту. Ми­8 держал курс назад, как по рации поступил приказ: вернуться и уничтожить огневую точку противника. Приказ замполит выполнил. Ценой своей жизни…

Они «погасили» тот злосчастный ДШК. Но одна из ракет успела достичь цели ­ ударила как раз в то место, где сидел командир экипажа: машина увернулась от скалы, зацепила землю, перевернулась и загорелась…

Этот тяжелый бой с большими потерями был подробно описан в военно­-мемуарной литературе («Мы атакуем с небес», «Эскадрилья наносит удар», «Воздушная зачистка») и воспоминаниях участников тех событий.

А. К. Садохин за службу в Афганистане награжден орденом Красной Звезды. Посмертно награжден орденом Ленина, медалью «Воину­интернационалисту от благодарного афганского народа», грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину­интернационалисту».
Александра Садохина похоронили в селе Океан Самарской области ­ по месту проживания родителей. Семья оставалась в Магдагачах, где Александр служил в вертолетном полку и откуда был командирован в Афганистан: жена Ольга Петровна и два сына 7 и 3 лет.

В. ЕРЕМИН,
заместитель директора ТУ-16 с 1976 по 2011 годы.

По воспоминаниям вдовы ­- Ольги Садохиной. 2008 год

­- Петя Погалов был правым летчиком. Он мне потом рассказывал: «Кабина вся в дыму. Я кричу: «Саша! Саша!» Он не отвечает»… ­ делилась Ольга Петровна. ­ Они ударились о скалу. Казалось бы, должны взорваться: Ми­8 ведь на керосине. Не взорвались! Упали на землю ­ не взорвались. Вертолет горит… Петя сумел выбраться, слышит: борттехник кричит ­ весь в огне. Пока он его вытащил, оттащил подальше… Говорит, хотел за Сашей вернуться… Раздался взрыв…

На глазах летчиков остатки вертолета поглощали языки пламени. Мысль, что раненый командир экипажа в этот момент был еще жив, навечно легла незаживающим рубцом на их сердце. Этот вопрос по сей день мучает и родных Александра.

-­ Сидят они, смотрят: едет машина с душманами. Борттехник обгорелый кричит от боли. Петя говорит, что решил: «Сначала его застрелю, потом ­ себя». Уже попрощались, он хотел нажать на курок, тут в небе наш вертолет появился. Разбомбил машину, высадил десант. Надо было успеть останки мужа моего забрать. Потому что, если душманы заберут хоть руку, хоть ногу или голову, муж будет считаться без вести пропавшим. Что они сумели вытащить из огня, я даже не знаю. Привезли его в цинковом гробу.

По словам вдовы, за время этой боевой операции в Панджшерском ущелье погибло более десяти офицеров из эскадрильи, сформированной в Магдагачах. Похоронные телеграммы шли почти каждый день. Александр Садохин был представлен к званию Героя Советского Союза. Но высокую награду ни родители, ни семья так и не получили.

На погребение Ольга Петровна не смогла взять с собой сыновей.

­- Я даже сама себя от горя не помнила. Мне дали сопровождающего. До Иркутска летели грузовым самолетом, а там пересели на другой… Все как в тумане. Потом из Благовещенска на захоронение, а сыновья так и не смогли ­ проездных на детей не предоставляли. Сегодня, чтобы съездить в Самару, надо тысяч 40­50 с дорогой. Где их взять?

Все, что тогда осталось в память от погибшего мужа и отца, ­ это единственное афганское фото, 50-­процентная льгота на проезд на вдову и пенсия детям по утере кормильца ­ 150 рублей, трети которых вдова потом лишилась.

-­ Такой был закон. Если кто-­то из родителей погибшего хотел получать пенсию, то от нас забирали и отдавали им. Нашу пенсию поделили на три части и одну отдали Сашиной маме, ­ пояснила Ольга Петровна.

В этом году исполнилось уже 38 лет со дня гибели воина­интернационалиста. Младшему сыну Константину сейчас 42 года, он старше погибшего отца на целых 13 лет.

Несколько лет назад Ольга Петровна с сыном решили съездить в Чапаевск.

­- Сына в кои-­то веки отпустили летом, и я взяла отпуск. Обратилась в военкомат за материальной помощью, а там сказали: такой льготы уже нет. Как нет? Льготу на 50­процентный проезд отменили, но есть закон о статусе военнослужащего, где сказано, что вдовы и родные погибших имеют право бесплатного проезда к месту погребения и обратно! ­ недоумевала Ольга Садохина. ­ А мне ответили: «Этот статус принят в 1998­м, и льготой могут пользоваться жены, чьи мужья погибли после 1998 года, а вы на нее не имеете права». Я обратилась в суд ­ мне помог наш Союз ветеранов Афганистана. Процесс мы выиграли. Суд обязал военкомат в течение 10 дней оплатить мне проезд к месту захоронения мужа.

И тишина. Так мы на могилу и не съездили. На следующий год опять попытаемся…

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *