БУДТО ВИДЕЛА ЕГО…

Шабалкин Иван Федорович
Годы жизни
: 1897-1942 гг.
Звание: рядовой.
Место рождения: Куйбышевская обл., Колдыбанский р-н, с. Андросовка.
Место призыва: Чапаевский ГВК, Куйбышевская обл.
Воинская часть: п/я 379/1.
Награды: —

Я никогда не видела своего деда. Не слышала его голоса. Он погиб, пробыв четыре месяца на фронте, во время переправы на Волге, под Сталинградом. И все-таки, мне кажется, я хорошо знаю его. Потому что бабушка Анна Петровна Шабалкина (в девичестве Вьюшкова) всегда говорила о нем так, как будто он недавно был дома и куда-то отлучился…

Бывало, придет в гости ее сестра Мария Петровна, сядут они рядышком и говорят-говорят… Мария Петровна о своем житье-бытье в городе рассказывает, о многочисленных детях, о муже своем Иване Михайловиче. А бабушка вспоминает своего мужа Ивана Федоровича Шабалкина.

«А вот мой Иван», — начинает она говорить, и сестра замолкает, настраиваясь слушать. Наверное, не раз и не два рассказывала эпизоды своей недлинной семейной жизни. Разговаривают сестры, слезы утирают… Бабушка в который раз вспоминает, что ей стало известно от соседа, вернувшегося с войны.

— Пришел к нам сосед Александр Васюхин. И говорит: «Я, Анна, ведь видел на фронте твоего Ивана». «Как? Где?»

И сосед рассказал, что случилась эта встреча под Сталинградом. Готовились к наступлению. А так как предстояла переправа, строили плоты. Мы разговаривали, вспоминали домашних, рассказывали друг другу, что из дома пишут…

«На душе у них неспокойно было, — говорила бабушка сквозь слезы. — Понимали, что предстоит переправа на плотах, а ведь не каждый плавать умел».

-Началась переправа, — вспоминал сосед Александр, — а фашисты усилили обстрелы. Грохот разрывов, крики, стоны раненых. А твой Иван стоял на плоту во весь рост, мне рукой махал, мол, прощай. И до тех пор, пока снарядом не подбило плот. Я с берега видел, как нырнул в воду плот — под воду ушли и орудия, и люди…

Бабушка часто вспоминала этот эпизод. Часто рассказывала это своим трем детям Любе, Шуре, Николаю, которые, конечно, помнили отца и скучали о нем.

«А уж как мы с ним дружно жили, как он заботился обо мне, помогал во всем», — обязательно добавляла бабушка.

Так и жила семья, храня память об отце. С этим чувством выросла и я. Сколько себя помню, на стене дома всегда висел портрет деда. Он нарядный на нем, какой-то праздничный, но все равно, очень родной мне человек. И, конечно, полноправный участник событий, происходящих в доме, в семье.

Когда я стала взрослой, съездила в Сталинград. Побывала в местах боев на Волге. Хотелось хоть какие-то сведения найти о деде. Долго читала списки, хранящиеся в музее Сталинградской битвы, — искала данные о нем… Мы делали запросы в военные архивы. Но известно только одно: погиб в декабре 1942 года. Погиб, защищая Родину, своих детей, любимую жену и меня, еще не родившуюся внучку.

Я часто думаю о том, как было бы, если б рядом с нами был. Он смотрит на меня с фотографии. А я мысленно рассказываю ему о своих детях и внуках, которые стали продолжением его рода.

Евгения Ивановна Шабалкина,
с. Преображенка, Безенчукского района.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *