ГЛАВНОЕ О СЛОЖНОМ, ИЛИ О ЧЕМ МОЛЧАТ ПОДРОСТКИ

Подростковый возраст является переходным этапом между детством и взрослой жизнью. Это один из самых сложных, критических периодов в жизненном цикле человека и охватывает возраст от 10 до 17 лет.

Он становится настоящим испытанием и для ребенка, и для его семьи. Всех обуревают сильные эмоции, страсти кипят, иногда дело доходит до скандалов, криков и хлопанья дверьми. Как вести себя родителям, бабушкам и дедушкам? Помогает разобраться в ситуации профессиональный психолог.

Для подростков характерны угловатость и неуклюжесть, что связано с поэтапным ростом организма, быстрая возбудимость, влияющая на настроение и эмоции, непростые отношения со взрослыми и избегание общения с ними, обиды, озлобленность и раздраженность.

В этом возрасте решаются сложные личностные задачи: отделение от родителей, осознание собственной уникальности и неповторимости, поиски ответов на вопросы: «Кто я как взрослый человек?», «Кто они, другие люди?», «Что я за девушка?», «Что я за юноша?»

Об этом периоде жизни существует много заблуждений, выделяются наиболее распространенные из них.

Главное — это учеба и примерное поведение, поэтому надо как можно жестче «закрутить гайки» в ответ на возмутительное поведение и сниженную успеваемость. Это не так! Если посмотреть на вышеперечисленные задачи, то учебе у подростка вообще нет места в его иерархии интересов, если только не рассматривать школу как место для общения. Но поскольку учиться все равно нужно, родителям и педагогам желательно смириться с тем, что дети «просядут» в учебе.

Подростки — страшные циники и грубияны. Это не так! Они очень уязвимы, в них нарождается взрослый человек, и сейчас они все воспринимают слишком остро. И их циничная позиция — лишь прикрытие, попытка защититься от ранений и критики, которые они с лихвой получают от взрослых.

Подростки — безответственны. Это не совсем так! Они находятся в переходе от детской позиции к взрослой, только учатся принимать решения, отвечать за них, контролировать себя. Трудно научиться, не начав пробовать, ошибаться и встречаться с последствиями своих ошибок.

Личностное благополучие ребенка-подростка очень зависит от его самооценки. А это, в свою очередь, представление человека о важности своей роли в обществе. Изначально самооценка формируется в семье, в ближайшем окружении, включающем в себя мнение, прежде всего нас — взрослых.

Если проанализировать мнения и установки последних о личности несовершеннолетнего, то увидим, что они разделятся на две группы: положительные и отрицательные. Преобладание положительных приведет к формированию у него адекватной самооценки, а отрицательных — к заниженной.

Коротко о главном: нужно много и подробно обсуждать все, договариваться с детьми и при этом быть готовым к тому, что не все договоренности будут соблюдены, — ведь подросток только учится этому. Большое значение имеет самоконтроль взрослых. Контролируйте себя и хотя бы иногда положительно «отражайте» ребенка с верой в его благополучное будущее, с уважением к тому, что и как он делает. Не лишайте ребенка общения, иначе в сложный для него момент отчаяния он может остаться в одиночестве. А в его возрасте опасно оказаться в ситуации, где некому пожаловаться и не с кем обсудить сложную ситуацию. Меньше критикуйте! Больше и внимательнее слушайте. Разговаривайте в целом о жизни, обсуждайте различные проблемы и рассматривайте подходы к их решению.

А. ЧЕРНОВА,
педагог-психолог детского сада № 28 «Елочка».

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *