ПРОВОДНИКИ В МИР ИСКУССТВА

Какая она, творческая жизнь? Выступления, аплодисменты, красивые костюмы… За каждым артистом стоит его наставник, человек, который научил тому искусству, что исполнитель дарит публике. Накануне профессионального праздника мы пообщались с руководителями именитых городских самодеятельных коллективов. Что привело их в сферу культуры? Что изменилось за прошедшие десятилетия? Вместе нам удалось порассуждать о многом.

«Меня окружают таланты!»

Светлану Комиссарову в Чапаевске хорошо знают как бессменного руководителя хора русской песни. Однако в творческое ремесло она пришла не сразу. Уроженка Свердловской области, окончив десять классов и параллельно осваивая скрипку в музыкальной школе, по следам мамы пошла работать на местный завод. Ветеран Великой Отечественной войны Матрена Дмитриевна Шалагина растила дочь одна и трудилась машинистом мостового крана в чугунно-литейном цехе. Так и молодая девушка Света стала… электрообмотчиком. Заодно ходила в самодеятельный симфонический оркестр.

— Когда преподаватель увидел мои руки, поцарапанные проводом, то посоветовал немедленно идти куда-нибудь учиться, — вспоминает Светлана Андреевна. — Так и поехала поступать в Свердловск в музыкальное училище, а после, по распределению в 1967 году, в Нижний Тагил — директором клуба.

Но хотелось чего-то большего. Тогда наша героиня стала студенткой Челябинского института культуры, отделения академического хора. Позже судьба повернула так, что нужно было перебраться в Самарскую область. Сперва к маме, в Новокуйбышевск. А потом молодого специалиста пригласили в Чапаевск с предложением организовать русский хор.

— Никогда не работала в этом жанре, но решила посмотреть, познакомиться, — продолжает Светлана Комиссарова. — Меня встретил директор Дворца культуры имени Чапаева Владимир Иванович Мятлев. Сразу призналась, что в таком направлении опыта нет. «Не боги горшки обжигают», — был ответ. Раз так — попробую!

Началась продолжительная работа. Хора не было вовсе, лишь два человека в помощь: Валентина Матюхина и Борис Морозов, участники аналогичного коллектива. Новых певцов набирала по крупицам. С января 1975 года за пять месяцев группа пополнилась четырьмя десятками молодых людей.

— Ходила в школы, училища, техникум, на предприятия: на швейную фабрику, например. Конечно, на оборонные заводы меня бы не пустили — режимные объекты, — делится руководитель. — В мае мы уже дали первую программу и участвовали во всесоюзном фестивале самодеятельного творчества. Тогда солистка Зинаида Пажитнова стала лауреатом.

Сама же Светлана Андреевна продолжала учиться. Слушала хоры: оренбургский, воронежский, Пятницкого — все, что тогда были в России. Пела на работе, дома, если не получалось — начинала заново.

— Сейчас осознаю, что со мной люди тянутся к народному искусству. Вижу, как приходят, ничего толком не умеют, а потом становятся солистами. Разве не чудо? — размышляет она. — Сама я не обладаю таким голосом, хоть и училась вокалу. Меня раньше часто спрашивали, почему не пою. Да просто нет таких великолепных данных как у людей, которые выступают со мной! Такие таланты — диву даюсь!

Дочка и внучка моей собеседницы пошли по ее стопам. Елена Викторовна руководит детским хором «Веснушки» — лауреатом множества творческих фестивалей — и помогает маме в ансамбле «Дубравушка». Екатерина преподает историю русской культуры в московской школе, ведет фольклорную группу.

— В школе она была такой непоседой! — говорит Светлана Андреевна про внучку. — Кто бы тогда мог подумать, что Катя окончит консерваторию с отличием? Конечно, сейчас я горжусь их успехами. Поначалу не хотела отдавать дочь культуре — тяжелая это работа! В юности сама много раз хотела бросить музыкальную школу. Мама у меня поступила хитро: взяла и спрятала скрипку и ноты. Мне пора на урок, а я не могу их найти! Спрашиваю ее, а она говорит: «Ты же не хочешь учиться? Ну и не надо!» Завыла: «Верни!» Спустя годы тот же фокус уже проделала я сама с внучкой… И как только они с Леной нашли эти ноты? Хорошо же спрятала!..

Сегодня ансамбль «Дубравушка» — костяк хора русской песни. Певцы регулярно выступают в общественных организациях, в прошлом году представили чапаевцам проект, по творчеству Клавдии Шульженко, ставший популярным. Ближайший отчетный концерт коллектива состоится уже 31 марта — к этому событию идет активная подготовка.

Миссия — дарить радость зрителю

— Как можно ответить, почему меня увлекла эта профессия, после сорока лет в ней? — задумалась после моего вопроса Ольга Правдина. — Задайте его любому ребенку, только окончившему школу, который выбрал специальность. Скорее всего он просто скажет — понравилось. Так было и у меня. Потому что танцевала с детства. Казалось, что жизнь в искусстве — это что-то невероятное, лучше не придумать!

40 лет назад Ольга Андреевна стала первым специалистом в Чапаевске, который набирал хореографический коллектив именно эстрадного жанра. Сама она занималась в этом же Дворце культуры народными и бальными танцами. А теперь известные в нашем городе и далеко за его пределами «Романтики» отмечают юбилей.

-Многие, получив профессию, понимают, что выбрали не ту, — делится хореограф. — Исполнительская деятельность, когда танцуешь сам, это одно. А работать в коллективе — совсем другое. Это в школу искусств, балетную студию отбирают детей по самым строгим параметрам — и они получают начальное образование. А в самодеятельность приходят с разными данными, в том числе и средними, мы вместе их развиваем. Конечно, за эти годы находились воспитанники, которые, как и я, видели себя и в этой, и других сферах искусства. Они по сей день работают в Чапаевске. Да, награды — это, безусловно, хорошо. Но главной своей заслугой считаю то, что смогла повлиять на выбор многих талантливых людей.

Среди тех, кому Ольга Андреевна показала мир творчества, немало хорошо знакомых нам имен. Выпускница «Романтиков» Анастасия Нестерова, окончив институт, вернулась в родной коллектив и вот уже 13 лет помогает своему наставнику. Автор хореографических массовок на крупных городских праздниках — помощник режиссера социокультурного досугового комплекса Юлия Арекаева — также сначала работала в этом ансамбле. Художественному руководителю Елене Бритвиной занятия танцами в свое время помогли поступить на театральное отделение, впрочем, как и молодому режиссеру Марине Кирилловой. Ирина Мантрова тоже выбрала иное направление в культуре, креативное и современное: создала театр моды. А директор школы искусств № 2 «Гармония» Ольга Моторина и вовсе была одной из первых учениц Правдиной — тогда она только набрала группу младшего школьного возраста.

— Да, сначала были только взрослые: мои ровесники, студенты, старшеклассники. А через какое-то время я созрела для того, чтобы заниматься с детьми. Было сложно взаимодействовать с ними, не понимала, как выстраивать общение.

Теперь же в коллективе несколько групп: старший состав — основной, который защищает честь города на конкурсах и фестивалях. Средние и младшие к этому только готовятся. А есть и совсем малыши — 5-6 лет. Они еще только присматриваются, познают свои интересы. Увлекут ли их танцы или же они выберут другую творческую деятельность? Пока прогнозировать рано. Но познать все прелести закулисной жизни юным артистам удается: за месяц бывает и 6, и 8 выступлений на концертах. Каждое требует подготовки. Но «Романтиков» это не пугает: вслед за своим учителем они готовы оттачивать навыки и дарить радость зрителю, выполняя высокую миссию деятеля культуры.

Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото автора.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *