ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА, ИЛИ ОТЧЕГО ВОДА В РЕКЕ БЫЛА КРАСНОЙ?

От редакции:

Дорогие читатели! Совсем немного времени остается до празднования 78-й годовщины всенародно любимого праздника — Дня Великой Победы. Эта дата близка каждому из нас: в любой семье есть свои истории, связанные с участниками событий 1941-1945 годов. По многолетней традиции коллектив редакции начинает серию публикаций о тех, кто воевал на фронтах, обеспечивал крепкий тыл бойцам, оставшись дома. Предлагаем и вам рассказать о своем воине на страницах «Чапаевского рабочего». Мы поможем вам в этом: найти информацию о боевом пути вашего родственника в Интернете, отсканировать старые документы о наградах, фотографии.

Вы можете прислать свои письма на нашу электронную почту: chaprab@yandex.ru, в группы в социальных сетях «ВКонтакте» или «Одноклассники» или же принести свои записи и оригиналы документов в редакцию.

Сегодня мы публикуем историю, подготовленную нашим внештатным автором Владимиром Жирновым об отце-ветеране.

53 года назад, в далеком уже 1970 году, не только в СССР, но и во всем мире шла тщательная подготовка к достойной встрече и всенародному празднованию юбилейного дня Победы. К празднику был выпущен знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне», являющийся уменьшенной копией боевого, настоящего ордена Отечественной войны.

В радостной суете шла подготовка к главному мероприятию и в нашем городе. Я прекрасно помню, как мой отец, прошедший практически всю войну, пригласил всех родственников из Чапаевска и из соседних деревень на праздничное застолье. И они приехали. Но вместо шумного веселья им пришлось идти в морг… В этот день он вышел на работу в 1-ю смену и должен был на своем автобусе ЛиАЗ кружить по первому маршруту с 5 до 14 часов. Но в полдень стоместный автобус с госномером «80-24 КШВ» неожиданно остановился напротив школы-интерната № 1. Обширный инфаркт позволил лишь выключить зажигание и предотвратить аварию переполненного транспорта. Люди постарше помнят, что моторы ЛиАЗов находились в шоферской кабине и в жаркий день легко создавали эффект финской сауны. Все мы прекрасно понимали, что такой опытный водитель мог найти множество объективных причин и спокойно сойти с маршрута, выдернув какую-нибудь трубку, и присоединиться к товарищам, которые давно ждали его в автобусном парке на улице Сазонова. Остается только догадываться, откуда он черпал силы, превозмогая боль в груди, усиленную жаром мотора. Наверное, это и есть настоящее мужество, замешанное на армейской дисциплине, перешедшее в человеческую порядочность. Несомненно, важную роль в становлении характера сыграли тяготы и испытания военного времени. Чего стоит только тот факт, что моему отцу в 1942 году пришлось несколько суток просидеть в окружении в болоте.

В честь Николая Чудотворца

Мой отец родился 19 мая 1924 года в семье Алексея и Варвары Жирновых. Сразу следует отметить общеизвестный факт, что бойцы именно этого года рождения заплатили самую высокую цену за участие в войне. В живых оставался лишь 1 из 100.

Названный в честь Николая Угодника мальчик очень рано лишился отца. В 1925 году ровесник века Алексей умер от пневмонии в 25 лет. Основную часть забот по воспитанию внука взял на свои могучие плечи его дед Семен. Русский богатырь работал водовозом в селе Криволучье-

Ивановка. Если волы не могли вытянуть на гору бочки с водой, то он спрыгивал и помогал вытаскивать груженую телегу на крутой берег.

Моя бабушка Варя часто рассказывала интересный факт о школьных годах своего сына. Со своим соседом по парте они одну страницу учебника изучали, а следующую пускали на самокрутки. Быстро пролетело детство, еще быстрее — юность, прерванная повесткой из райвоенкомата.

Сразу после прибытия в район боевых действий рядовой Жирнов был определен в автобат и вскоре получил в свое распоряжение знаменитую по художественным фильмам о войне «полуторку» с деревянной кабиной.

Переправа под бомбежкой

Одним из самых трагичных эпизодов стал случай на водной переправе, когда колонна советских автомобилей попала под бомбежку фашистских самолетов.

Один из снарядов угодил точно в кузов его полуторки, который разлетелся в щепки. Кабина также не могла служить надежной защитой. Поэтому на память у моего отца остались два осколка в голове над левым ухом, а еще 2 — в левой голени.

За успешное форсирование этой водной артерии на Украине большая группа наших солдат и офицеров была награждена орденами и медалями. А на груди красноармейца Жирнова засверкали медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

На мою просьбу рассказать поподробнее об этой бомбежке он отвечал кратко и категорично: «Что я тебе расскажу, что вода в реке была красной?» Короткая и ясная информация к размышлению…

Приведу еще один, менее трагичный фрагмент боевых действий. Когда эпицентр нашего наступления переместился в центральную Европу, существенную роль стали играть естественные препятствия в виде гористой местности. Часто бывало, что наши автомобили со слабосильными движками совсем немного не доезжали до вершины подъема и скатывались назад… Тогда-то вот и выручила солдатская смекалка Николая — заезжать стали задом наперед: на задней скорости выше тяговое усилие!

Майские праздники герой этого повествования встретил в Берлине, расписался на стене Рейхстага и остался дослуживать в Германии: был водителем какого-то высокопоставленного офицера, к которому после войны часто ездил в гости в Москву.

В 1946 году произошла демобилизация, тогда же «первый парень на деревне» взял в жены главную красавицу — 20-летнюю Марию Суркову. Во время войны моя мама была медсестрой и долго потом вспоминала о том, как тяжело было по многу часов стоять за операционным столом, не имея возможности отлучиться в туалет.

Ее отец, мой дед Степан, погиб под Сталинградом, а старший брат Николай, того же 1924 года рождения, пал смертью храбрых на Курской дуге.

В послевоенные годы Мария Степановна Жирнова работала операционной медсестрой, затем в травматологии, а потом в донорском отделении. Хорошо зная о том, как чужая кровь помогает спасать человеческие жизни, она регулярно сдавала свою, и в итоге была награждена нагрудным знаком «Почетный донор СССР». Ей также были вручены медаль «За многолетний добросовестный труд» и множество юбилейных — как ветерану Великой Отечественной войны.

Вместо послесловия

Потомки семейной четы Жирновых нашли свой путь в жизни и не подвели своих предков, унаследовав здоровье бабушки и любовь к автомобилям. Немаловажный факт: их сын Владимир, внук Олег и внучка Анна получили высшее образование. Владимир Николаевич — офицер запаса, Олег Владимирович — майор таможенной службы в Самаре. Последний вместе с женой воспитывает 7-летнего Ванечку, занимающегося футболом в клубе «Крылья Советов».

Внучка Анна Владимировна в настоящее время проживает в Санкт-Петербурге. Она 11 лет была бортпроводницей международных авиалиний. Сегодня работает менеджером по подбору персонала в крупной компании по постройке мостов.

Низкий поклон и вечная память всем участникам и ветеранам войны, труженикам тыла, всем, кто своим героическим трудом приближал день великой победы и обеспечил нам мироное небо над головой.

Владимир ЖИРНОВ.
Фото предоставлено автором.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *