КАК НЕ ПРОГАДАТЬ: УЧЕНИКИ ВЫБИРАЮТ ДЕЛО ПО ДУШЕ

Выбрать свою будущую профессию школьнику не всегда просто, как может показаться взрослому. Вот бы узнать, чего именно следует ожидать от рабочих будней? Сегодняшним ученикам такое под силу: они могут провести время, попробовав себя в некоторых профессиях. Уже не первый год Чапаевск становится площадкой для окружного мероприятия «Завтра начинается сегодня» в рамках недели труда и профориентации «Семь шагов к профессии» — она проходит во всей Самарской области, однако в округах к профессиональному определению школьников подходят по-разному.

Возможность познакомиться с работодателем

Около 700 школьников Юго-Западного округа попробовали себя как в технических, так и в гуманитарных профессиях. В нашем городе такую возможность ребятам предоставляет Чапаевский ресурсный центр при содействии местных работодателей. 360 учеников школ Чапаевска познакомились ближе с работниками некоторых городских организаций. Таким образом, старшеклассники вновь побывали в автосервисе, детском саду, пожарной части, лаборатории по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха, редакции газеты «Чапаевский рабочий» и так далее.

Изначально участники профессиональных проб собрались в школе № 1, где с напутственным словом к ним обратилась руководитель службы планирования карьеры Чапаевского ресурсного центра Наталья Анатольевна Уколова:

— Основная идея нашего мероприятия — погружение в ту сферу профессиональной деятельности, которую вы выбрали, ту, которая вам интересна. Я думаю, что после того, как посетите профпробы, вы обязательно обсудите все увиденное и услышанное со своими родителями, педагогами и одноклассниками. Оцените, насколько то, чем вам предстоит заняться, было увлекательным. Было ли сложно? Тогда сможете сделать для себя вывод — продолжать изучать выбранную профессиональную сферу или пробовать себя в другой деятельности.

Позже ребята отправились изучать специальности, с которыми планируют связать свою профессиональную жизнь. Не изменят ли они свое решение? Покажет время. А пока школьникам интересно, они активно используют новые возможности и впитывают полученные знания.

Испытано на себе

В школе № 1 расположились представители Самарского энергетического колледжа и Самарского государственного аграрного университета.

Ребятам, посетившим пробы от энергетического колледжа в рамках направлений «Инженерные изыскания», «Автоматы в системе электроснабжения», «Электрические двигатели», рассказали историю развития электричества, его роль в современном мире, показали типовые схемы. Особо заинтересованные школьники могли пообщаться с преподавателями колледжа и студентами, задать им вопросы и поработать с привезенными приборами. На секции «Строительство и эксплуатация зданий» ученикам показали план жилого дома, рассказали, на что важно обращать внимание при планировании и строительстве, и предложили составить свой мини-проект. То есть у старшеклассников была возможность представить, как выглядел бы план дома, созданный ими самостоятельно.

Аграрный университет представил вниманию гостей направления «Ветеринар», «Товаровед» и «Цифровые технологии и робототехника».

О ветеринарии школьникам рассказывали студентки старших курсов. Для наглядности они привезли с собой макеты черепных коробок нескольких животных и предлагали ребятам угадать, чей череп перед ними. Смогли узнать корову, собаку, свинью и других. Также девушки раскрыли особенности профессии, сложности обучения и работы в данной сфере, немного поговорили о том, как определить, что домашним питомцам нужна медицинская помощь.

Другая группа ребят действительно почувствовала себя работниками-товароведами. Избегая долгих рассказов о профессии, преподаватель университета раздала ребятам продукты, ГОСТы и предложила проверить, соответствует ли данная продукция установленным правилам, есть ли маркировка и что она означает. Соответственно, если на упаковке продукта школьники нашли необходимые знаки, его можно без опасений употребить в пищу.

В лаборатории мониторинга загрязнений атмосферного воздуха ученики узнали, для чего нужна сама лаборатория, в чем заключается работа ее специалистов, какие есть стандарты, и даже попробовали измерить уровень допустимой концентрации веществ в воздухе.

Чапаевский химико-технологический техникум провел для ребят сразу несколько мастер-классов, школьники познакомились с профессиями электрика, слесаря КИПиА, токаря и лаборанта. Ученики в токарной мастерской создали деревянные скалки — каждый свою, которые им разрешили забрать.

— Не ожидал, что на пробах у нас сразу будет такое задание, что результат будет в прямом смысле «на руках» и мы сможем его забрать, — поделился ученик 9 класса школы № 10 Илья Портнов. — Работать на токарном станке интересно, но немного страшно. Самое сложное — потом его чистить и отмывать.

Ребята с профессиональной пробы «Лаборант» в прямом смысле слова создавали радугу. Из всех имеющихся химических элементов, по формулам, им нужно было смешать жидкости, чтобы в семи колбах получилось семь цветов радуги. Но сделать это нужно было быстро, важно ничего не перепутать: правильно смешать вещества, чтобы в результате получить определенный цвет. В импровизированном соревновании участвовали две команды. Одна выполнила все правильно, а у второй команды не получился зеленый цвет — видимо, все же допустили ошибку.

Олег Тимошин и Роман Спиридонов, ученики 9-ого класса, были как раз во второй команде, однако ничуть не унывали по поводу неудавшегося эксперимента.

— Нам очень понравилось, это было необычно и интересно, — рассказал Олег. — На уроках в школе мы не работали с колбами и пробирками, поэтому химия казалась нам таким типичным теоретическим предметом. А в ней столько всего интересного! Знаете, это что-то такое из разряда фантастики. Из, казалось бы, двух прозрачных жидкостей получился желтый цвет. В общем, мы поняли, что это не только сложно, но и очень интересно.

В детском саду № 1 «Катюша» прошли пробы «Психолог» и «Логопед». Школьники узнали, какие существуют основные типы личностей, обсудили особенности каждого из них, определили, к какому типу относятся они сами, и поговорили о способах взаимодействия людей друг с другом. Также ребята попробовали себя в роли воспитателей: занимались подвижными играми с детьми старшей группы. Воспитанники дошкольного учреждения оказались очень активными, поэтому старшеклассницам было несложно справиться с заданием и направить энергию деток в нужное русло.

Кроме того, школьники изучили направления «Программирование», «Преподавание в начальной школе», «Дошкольное образование», «Системный администратор», «Сварщик», «Дизайнер» в Чапаевском губернском колледже имени О. Колычева. Также ребята попробовали себя в профессиях автомеханика и пожарного. С работой вязальщика схемных жгутов познакомились на городском предприятии АО «ПЭС/СКК». Некоторые побывали в роли журналистов — эта творческая профпроба прошла в редакции «Чапаевского рабочего».

Проба пера

Те старшеклассники, которые примерили на себя образ корреспондента, получили возможность в полной мере проявить свою фантазию. Для начала определили, какими качествами должен обладать человек, выбравший в качестве профессиональной деятельности журналистику. Итак: он обязан иметь широкий кругозор и богатый лексикон, всегда оставаться вежливым с собеседником, быть грамотным.

Основной способ сбора материала для будущей статьи — беседа. Ученикам мы предложили творческое задание: они получали информационный повод (ситуация, объясняющая, чем персона интересна для медийщиков), работали с ним в паре. Один становился журналистом, другой — сочинял историю от имени героя возможной публикации. В целом, можно сказать, что с задачей школьники справились. После небольшого интервью представители выдуманных СМИ поделились с остальными сюжетами своих будущих материалов, то есть рассказали, что им удалось узнать от собеседников.

Пусть не каждый из этих ребят выберет профессию журналиста, тем не менее, надеемся, что знакомство с внутренним миром редакции стало для них интересным опытом. Кто знает, может быть, среди них действительно есть будущие популярные корреспонденты, репортеры, телеведущие…

Алиса НОВАКОВСКАЯ, Алина КАЛДИНА.

НЕДЕЛЯ ТРУДА И ПРОФОРИЕНТАЦИИ — НА УРОВНЕ РЕГИОНА

С 14 по 20 октября девятый раз школы региона принимают участие в областной неделе труда и профориентации «Семь шагов к профессии». Организаторами акции традиционно выступили министерство образования и науки Самарской области при поддержке «Союза работодателей
Самарской области».

Традиционно каждый день недели будет наполнен разнообразными событиями: встречами, экскурсиями, мастер-классами, цель которых — помочь школьникам осознанно выбрать профессиональную сферу и построить эффективную образовательную траекторию.

Ожидается, что в мероприятиях областной недели труда и профориентации «Семь шагов к профессии» примут участие до 200 тысяч школьников региона.

Впервые в этом году в рамках областной акции для учащихся 6-11 классов будет открыта 31 площадка для проведения профессиональных практикумов проекта «Билет в будущее», прошедших отбор в Союзе «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Для того чтобы более детально изучить, какие профессии подходят детям в зависимости от их наклонностей, проводится онлайн-тестирование. В рамках проекта «Билет в будущее» более 20 тысяч учеников 6-11 классов региона прошли такую диагностику, позволяющую определить уровень осознанности и готовность школьника к выбору, а также уровень владения основными гибкими навыками (память, внимание, умение работать в команде, логика). Тестирование также выявляет сферу профессиональных интересов подростков и их знания о конкретных компетенциях. Результаты тестов помогают сопоставить свои возможности, способности и интересы и перейти к следующей стадии проекта — практическим мероприятиям.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *