Выбрать свою будущую профессию школьнику не всегда просто, как может показаться взрослому. Вот бы узнать, чего именно следует ожидать от рабочих будней? Сегодняшним ученикам такое под силу: они могут провести время, попробовав себя в некоторых профессиях. Уже не первый год Чапаевск становится площадкой для окружного мероприятия «Завтра начинается сегодня» в рамках недели труда и профориентации «Семь шагов к профессии» — она проходит во всей Самарской области, однако в округах к профессиональному определению школьников подходят по-разному.
Возможность познакомиться с работодателем
Около 700 школьников Юго-Западного округа попробовали себя как в технических, так и в гуманитарных профессиях. В нашем городе такую возможность ребятам предоставляет Чапаевский ресурсный центр при содействии местных работодателей. 360 учеников школ Чапаевска познакомились ближе с работниками некоторых городских организаций. Таким образом, старшеклассники вновь побывали в автосервисе, детском саду, пожарной части, лаборатории по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха, редакции газеты «Чапаевский рабочий» и так далее.
Изначально участники профессиональных проб собрались в школе № 1, где с напутственным словом к ним обратилась руководитель службы планирования карьеры Чапаевского ресурсного центра Наталья Анатольевна Уколова:
— Основная идея нашего мероприятия — погружение в ту сферу профессиональной деятельности, которую вы выбрали, ту, которая вам интересна. Я думаю, что после того, как посетите профпробы, вы обязательно обсудите все увиденное и услышанное со своими родителями, педагогами и одноклассниками. Оцените, насколько то, чем вам предстоит заняться, было увлекательным. Было ли сложно? Тогда сможете сделать для себя вывод — продолжать изучать выбранную профессиональную сферу или пробовать себя в другой деятельности.
Позже ребята отправились изучать специальности, с которыми планируют связать свою профессиональную жизнь. Не изменят ли они свое решение? Покажет время. А пока школьникам интересно, они активно используют новые возможности и впитывают полученные знания.
Испытано на себе
В школе № 1 расположились представители Самарского энергетического колледжа и Самарского государственного аграрного университета.
Ребятам, посетившим пробы от энергетического колледжа в рамках направлений «Инженерные изыскания», «Автоматы в системе электроснабжения», «Электрические двигатели», рассказали историю развития электричества, его роль в современном мире, показали типовые схемы. Особо заинтересованные школьники могли пообщаться с преподавателями колледжа и студентами, задать им вопросы и поработать с привезенными приборами. На секции «Строительство и эксплуатация зданий» ученикам показали план жилого дома, рассказали, на что важно обращать внимание при планировании и строительстве, и предложили составить свой мини-проект. То есть у старшеклассников была возможность представить, как выглядел бы план дома, созданный ими самостоятельно.
Аграрный университет представил вниманию гостей направления «Ветеринар», «Товаровед» и «Цифровые технологии и робототехника».
О ветеринарии школьникам рассказывали студентки старших курсов. Для наглядности они привезли с собой макеты черепных коробок нескольких животных и предлагали ребятам угадать, чей череп перед ними. Смогли узнать корову, собаку, свинью и других. Также девушки раскрыли особенности профессии, сложности обучения и работы в данной сфере, немного поговорили о том, как определить, что домашним питомцам нужна медицинская помощь.
Другая группа ребят действительно почувствовала себя работниками-товароведами. Избегая долгих рассказов о профессии, преподаватель университета раздала ребятам продукты, ГОСТы и предложила проверить, соответствует ли данная продукция установленным правилам, есть ли маркировка и что она означает. Соответственно, если на упаковке продукта школьники нашли необходимые знаки, его можно без опасений употребить в пищу.
В лаборатории мониторинга загрязнений атмосферного воздуха ученики узнали, для чего нужна сама лаборатория, в чем заключается работа ее специалистов, какие есть стандарты, и даже попробовали измерить уровень допустимой концентрации веществ в воздухе.
Чапаевский химико-технологический техникум провел для ребят сразу несколько мастер-классов, школьники познакомились с профессиями электрика, слесаря КИПиА, токаря и лаборанта. Ученики в токарной мастерской создали деревянные скалки — каждый свою, которые им разрешили забрать.
— Не ожидал, что на пробах у нас сразу будет такое задание, что результат будет в прямом смысле «на руках» и мы сможем его забрать, — поделился ученик 9 класса школы № 10 Илья Портнов. — Работать на токарном станке интересно, но немного страшно. Самое сложное — потом его чистить и отмывать.
Ребята с профессиональной пробы «Лаборант» в прямом смысле слова создавали радугу. Из всех имеющихся химических элементов, по формулам, им нужно было смешать жидкости, чтобы в семи колбах получилось семь цветов радуги. Но сделать это нужно было быстро, важно ничего не перепутать: правильно смешать вещества, чтобы в результате получить определенный цвет. В импровизированном соревновании участвовали две команды. Одна выполнила все правильно, а у второй команды не получился зеленый цвет — видимо, все же допустили ошибку.
Олег Тимошин и Роман Спиридонов, ученики 9-ого класса, были как раз во второй команде, однако ничуть не унывали по поводу неудавшегося эксперимента.
— Нам очень понравилось, это было необычно и интересно, — рассказал Олег. — На уроках в школе мы не работали с колбами и пробирками, поэтому химия казалась нам таким типичным теоретическим предметом. А в ней столько всего интересного! Знаете, это что-то такое из разряда фантастики. Из, казалось бы, двух прозрачных жидкостей получился желтый цвет. В общем, мы поняли, что это не только сложно, но и очень интересно.
В детском саду № 1 «Катюша» прошли пробы «Психолог» и «Логопед». Школьники узнали, какие существуют основные типы личностей, обсудили особенности каждого из них, определили, к какому типу относятся они сами, и поговорили о способах взаимодействия людей друг с другом. Также ребята попробовали себя в роли воспитателей: занимались подвижными играми с детьми старшей группы. Воспитанники дошкольного учреждения оказались очень активными, поэтому старшеклассницам было несложно справиться с заданием и направить энергию деток в нужное русло.
Кроме того, школьники изучили направления «Программирование», «Преподавание в начальной школе», «Дошкольное образование», «Системный администратор», «Сварщик», «Дизайнер» в Чапаевском губернском колледже имени О. Колычева. Также ребята попробовали себя в профессиях автомеханика и пожарного. С работой вязальщика схемных жгутов познакомились на городском предприятии АО «ПЭС/СКК». Некоторые побывали в роли журналистов — эта творческая профпроба прошла в редакции «Чапаевского рабочего».
Проба пера
Те старшеклассники, которые примерили на себя образ корреспондента, получили возможность в полной мере проявить свою фантазию. Для начала определили, какими качествами должен обладать человек, выбравший в качестве профессиональной деятельности журналистику. Итак: он обязан иметь широкий кругозор и богатый лексикон, всегда оставаться вежливым с собеседником, быть грамотным.
Основной способ сбора материала для будущей статьи — беседа. Ученикам мы предложили творческое задание: они получали информационный повод (ситуация, объясняющая, чем персона интересна для медийщиков), работали с ним в паре. Один становился журналистом, другой — сочинял историю от имени героя возможной публикации. В целом, можно сказать, что с задачей школьники справились. После небольшого интервью представители выдуманных СМИ поделились с остальными сюжетами своих будущих материалов, то есть рассказали, что им удалось узнать от собеседников.
Пусть не каждый из этих ребят выберет профессию журналиста, тем не менее, надеемся, что знакомство с внутренним миром редакции стало для них интересным опытом. Кто знает, может быть, среди них действительно есть будущие популярные корреспонденты, репортеры, телеведущие…
Алиса НОВАКОВСКАЯ, Алина КАЛДИНА.
НЕДЕЛЯ ТРУДА И ПРОФОРИЕНТАЦИИ — НА УРОВНЕ РЕГИОНА
С 14 по 20 октября девятый раз школы региона принимают участие в областной неделе труда и профориентации «Семь шагов к профессии». Организаторами акции традиционно выступили министерство образования и науки Самарской области при поддержке «Союза работодателей
Самарской области».
Традиционно каждый день недели будет наполнен разнообразными событиями: встречами, экскурсиями, мастер-классами, цель которых — помочь школьникам осознанно выбрать профессиональную сферу и построить эффективную образовательную траекторию.
Ожидается, что в мероприятиях областной недели труда и профориентации «Семь шагов к профессии» примут участие до 200 тысяч школьников региона.
Впервые в этом году в рамках областной акции для учащихся 6-11 классов будет открыта 31 площадка для проведения профессиональных практикумов проекта «Билет в будущее», прошедших отбор в Союзе «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Для того чтобы более детально изучить, какие профессии подходят детям в зависимости от их наклонностей, проводится онлайн-тестирование. В рамках проекта «Билет в будущее» более 20 тысяч учеников 6-11 классов региона прошли такую диагностику, позволяющую определить уровень осознанности и готовность школьника к выбору, а также уровень владения основными гибкими навыками (память, внимание, умение работать в команде, логика). Тестирование также выявляет сферу профессиональных интересов подростков и их знания о конкретных компетенциях. Результаты тестов помогают сопоставить свои возможности, способности и интересы и перейти к следующей стадии проекта — практическим мероприятиям.