«УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ РЕБЕНКА»

Может ли молодость, а не опыт быть показателем профессионализма? Кто-то засомневается, но поверьте: ответ положительный. У начинающего работу специалиста, что называется, «глаза горят», и к делу он подходит с вдохновением. В этом я убедилась после знакомства с учителем-логопедом детского сада № 29 «Кораблик» Ольгой СТЕПАНОВОЙ. Этим летом она стала победителем конкурса профессионального мастерства на региональном этапе и теперь вышла в финал — будет представлять наш город и Самарскую область в Москве.

«Становятся родными»

Ольга Дмитриевна — молодой специалист, в августе исполнится три года, как она трудится здесь. «Кораблик» — первое место работы для нее. Хотя о том, что придет именно сюда, выпускница школы № 13 знала заранее, ведь в Самарском государственном социально-педагогическом университете обучалась по целевому направлению. Говорит, что не переживала, потому что в коллективе ее приняли тепло. Руководитель Виктория Полехович отнеслась к молодому педагогу как к профессионалу, несмотря на возраст. Это заставило Ольгу с первых дней поверить в себя и ощутить собственный потенциал. Параллельно с работой она продолжила учебу в магистратуре, которую тоже успешно окончила.

Правда, с вопросом «Кем стать?» все сложилось не так просто. Девушка рассматривала разные направления и не могла выбрать что-то одно. Тогда ее мама, работавшая логопедом, предложила и дочери попробовать эту профессию. Вдруг заинтересует?

— Так я начала знакомиться со специальностью, — рассказала Ольга Степанова. — Честно скажу, полюбила ее не сразу, были мысли: не мое. А потом началась практика, общение с детьми… Это оказалось по-настоящему интересно. Именно тогда я почувствовала себя на своем месте. Убедилась, что профессия мне подходит.

По словам специалиста, главное, что понравилось в работе — каждый ее подопечный индивидуален:
— В процессе занятий раскрываешь ребенка, привязываешься к нему, и он становится каким-то… родным, что ли. Потом тяжело отпускать, — призналась собеседница. —

Хотя говорят, что педагог должен уметь делать это легко. У меня же пока не получается. Считаю, чтобы помочь детям, нужно сначала досконально изучить их внутренний мир.

Занятия у логопеда в детском саду № 29 бывают и групповые, и индивидуальные. В первом случае расширяют словарный запас, выстраивают связную речь, чтобы ребенок мог адаптироваться в обществе и начать коммуникацию со сверстниками.

— Дети, с которыми мы работаем, порой тяжело вступают в контакт с другими — для них это характерная черта. Часто они стесняются своих речевых нарушений, — объяснила Ольга Дмитриевна.

На индивидуальных занятиях повышенное внимание уделяют звукопроизношению — чтобы речь была чистой и понятной окружающим. Иногда возникают сложности, потому что малыши не осознают необходимость таких уроков, и не все задачи можно решить, используя игровые формы. Конкретно у логопеда ребенку приходится поработать. Тогда педагогу приходится подбирать другие способы его заинтересовать. И дети, конечно, разные. Кто-то активен и быстро включается в процесс. А некоторые закрываются в себе и нужно находить «ключики».

Как поясняет Ольга Степанова, определить, требуются ли занятия с логопедом, вероятно уже в возрасте 3-х лет. Например, если наблюдаетесь у невролога, это тоже может быть показанием и даже прописано в рекомендациях врача.

— Когда замечаешь прогресс в работе, это, конечно, приятно — думаю, так скажут в любой сфере, — поделилась молодой профессионал. — Бывает, что дети приходят с тяжелыми дефектами, и ни окружающие, ни сам ребенок не замечают результатов. А я их вижу. К таким, даже самым маленьким, достижениям нужно привлекать внимание малыша и родителей. У некоторых происходит быстрый скачок в развитии — чаще всего в тех случаях, когда семья понимает важность занятий и помогает. В целом успех работы зависит от того, насколько заинтересован ребенок.

«Я не стремилась к победе»

Ежегодно региональное министерство образования и науки совместно с центром специального образования Самарской области выступают организаторами конкурса профессионального мастерства среди учителей «узких» направлений — дефектологов и логопедов.

— В общем-то, участником я стала случайно, — скромно призналась Ольга. — Увидела положение о конкурсе, подумала: может, попробовать? Потом засомневалась в своих силах. Но все же решилась. И мама, и руководитель поддержали.

Первый этап был заочным. Для него Ольга Дмитриевна подготовила портфолио, которое включало в себя ее достижения в проектной деятельности на региональном и федеральном уровнях, публикации, видеозапись занятия, презентацию авторской программы. Главным образом учитывалась методическая и научная работа.
Очный этап проходил в два дня. Финалистам нужно было проанализировать собственное занятие, ответить на вопросы экспертов. На следующем испытании — за 20 минут разобрать предложенную ситуацию. Далее — провести мастер-класс по случайной тематике. Нашей конкурсантке «выпала» работа с родителями.

— Переживали все участники, и я тоже, — вспоминает девушка. — Но, как сказали организаторы, мне удалось скрыть волнение. Честно говоря, когда я увидела свою тему, то действительно перестала сомневаться в своих силах. Именно это качество — стрессоустойчивость — во мне особо оценили. Решили, что на федеральный уровень нужен именно такой человек, внешне уверенный в своем профессионализме.

— Я не стремилась к победе, — признается она. — Хотела лишь достойно представить город. Понимала, что вокруг люди, которые работают по 10, 20 лет, у них очень богатая практика. Не рановато ли я замахнулась на такой значимый конкурс? Но увидела, что мои знания соответствуют ему.

Всего было 5 финалистов. Победителей определили в двух номинациях: «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед». Как раз в последней выиграла участница из Чапаевска. Теперь осенью ей предстоит представить Самарскую область в Москве.

— Осознание этой победы все еще не пришло ко мне, — поделилась Ольга Степанова. — Была удивлена, даже стоит сказать, шокирована. В рейтинге я шла не на первом месте. Но быстро перешла на верхнюю позицию. Члены жюри отметили во мне открытость и искренность. Рядом со мной там была мама, и знаете, она нервничала и радовалась итогу даже больше, чем я. Она гордится мной, хотя мне кажется, что ее заслуга тоже велика: именно она привела меня в эту профессию.

От следующего этапа в Москве жду, в первую очередь, знакомства с коллегами из других регионов, обмена опытом. Представляете, ведь все поедут туда с собственными инновационными разработками. Думаю, будет очень интересно.

Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото автора.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *