АВЕ, ОТЧЕ!

Недавно новый праздник появился — День отца, это для того, чтобы привлечь внимание общества к роли мужчины в воспитании детей. Наверное, сначала надо было как-то обезличить эту функцию — воспитателя, чтобы потом особенно ясно стало, что настоящий отец не только добытчик и защитник, а и личный пример для подражания, причем с самого близкого расстояния.

Мой папа родом из 1925 года — именно этот год Великая Отечественная война проредила почти полностью: из 10 мужчин 25 года рождения в живых остался лишь один. Многие и жениться-то не успели — пошли воевать мальчишками. У моего была бронь, и он уцелел. В годы войны выращивал хлеб: пахал, сеял, культивировал, копнил. Паспорт он получил в руки, уже далеко за тридцать. Не успел выучиться, хотя всегда мечтал о высшем образовании. Его университетами были ремонтные работы на старых и изношенных тракторах, а вместо зарплаты частенько получал вычет за перерасход горючего. В морозы кожа прилипала к железу: руки отца я помню — в рубцах и шрамах. Несколько раз папа просился на фронт, но ответ был жесткий — солдат на передовой надо кормить!

Годы войны были временем величайшего напряжения и испытания для всех, кто был способен работать. Да и после нее легче почти не стало — мужчин на селе было полторы калеки, а трудились, в основном, бабы и ребятишки.

Я появилась у отца, когда ему был всего 21 год. Он любил меня всю жизнь какой-то удивительной всепрощающей любовью и, самое главное, явил своим детям очень высокую планку мужских качеств.

Он был красивым и веселым, прекрасно играл на аккордеоне, умел работать с металлом, деревом, мог сшить палатку и чехлы в машину. Все мои первые шубейки папа шил из заячьих шкурок, которые сам и выделывал. Мастерил лыжи и санки, читал вслух «Что бывало» Б. Житкова и «Встречи в тайге»

В. Арсеньева. Большой любитель книг, но ограниченный временем, тем не менее, собрал небольшую домашнюю библиотечку, в которой была «Угрюм-река» В. Шишкова. Этот роман они с мамой переписали от руки.

Мама, помнится, меня точила-пилила, шлифовала-наставляла, а папа — просто бесконечно любил и всегда помогал. Он и сейчас помогает мне, хотя в живых его нет уже половину моей жизни — своими принципами, памятными высказываниями вроде «Везет тому, кто сам везет»… Нам навсегда врезались в душу его размышления о прилежании, аккуратности, ответственном отношении к делу.

…Овладев профессией монтажника-высотника, строил завод «Металлург» в Куйбышеве (ныне Самаре) и Сталинградскую (ныне Волжскую) ГЭС, позже научился пчеловодству и очень полюбил это занятие. В библиотеку добавились редкие книги про пчеловождение, в том числе — «Учебник пчеловодства» И. Кораблева, профессора Уманского сельскохозяйственного института, крупнейшего специалиста отечественного пчеловодства.

В редкие минуты отдыха любил печатать коллажные фотопортреты, где в центре он с мамой, а по краям его дети и внуки. Однолюб, в хорошем смысле этого слова, всегда повторял, что для человека семья, это как раз то место, где можно реализовать любые мечты. У него это так и было.

Умер он «на ходу», «на лету» — лежать и болеть так и не научился. Крепко помнится его завет: «Живи каждый день, как последний».

Я вспоминаю тебя, мой дорогой отец, и говорю библейские слова: Аве, Отче! Ты подарил мне жизнь.

Людмила СУХАРЕВА.

P.S. Характер папы послужил нам с сестрой парадигмой выбора спутника жизни — одного и навсегда. Мой муж Юрий (на снимке) всегда очень напоминал родительские черты трезвенностью, добротой, бережным отношением ко всему живому. Даже внешне он был чем-то похож. Хочется, чтобы и внучки искали спутников осмотрительно и по образу и подобию…

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *